Так кто же истинные герои России: генералы Таубе и Карбышев или адмирал Колчак и генерал Власов?
- протоиерей Георгий Бирюков
01.11.2009 21:15
Уточняю: Я назвал поэму "паскуднейшей", а не "поганой". И, если некоторые стихотворения Блока я приемлю, то статьи его...
Из статьи "Мережковский" (1909 г.): "Открыв и перелистав их, можно прийти в смятение, в ужас, даже - в негодование. "Бог, Бог, Бог, Христос, Христос, Христос", положительно нет страницы без этих Имён, именно Имён, не с большой, а с огромной буквы написанных - такой огромной, что она всё заслоняет, на всё бросает свою крестообразную тень, точно вывеска "Какао" или "Угрин" на загородном, и без неё мёртвом поле, под "холодными волнами" Финского залива, и без того мёртвого. Кто же автор этих огромных букв и холодных слов? вероятно, духовное лицо, сытое от благости духовной, всё нашедшее, читающее проповедь смирения с огромной кафедры, окружённой эскадронами жандармов с саблями наголо, - нам, "светским" людям, которым и без того тошно? Кто он иначе? Это в двадцатом-то веке, когда мы, как говорят передовые люди, слава богу, наконец становимся атеистами, наконец-то освобождаем окончательно от всякой религии свои "творческие энергии" для возведения Вавилонской башни науки"
Ну, и как после этого понимать Блока? Можно сказать, что это написано в 1909 году, так ведь и через десять лет он писал антицерковные пошлости. Вот, например, "Исповедь язычника" (апрель 1918 г.):
"Не знаю, надолго ли, но русской церкви больше нет. Я и многие подобные мне лишены скорбеть об этом потому, что церкви нет, но храмы не заперты и не заколочены; напротив, они набиты торгующими и продающими Христа, как давно уже не были набиты. Церковь умерла, а храм стал продолжением улицы. Двери открыты, посредине лежит мёртвый Христос. Вокруг толпятся и шепчутся богомолки в мужских и женских платьях: они спекулируют; напротив, через улицу, кофейня; двери туда тоже открыты; там сидят за столиками люди с испитыми лицами и тусклыми глазами; это картёжники, воры и убийцы; они тоже спекулируют. Спекулянты в церкви предают большевиков анафеме, а спекулянты в кофейне продают аннулированные займы; те и другие перемигиваются через улицу; они понимают друг друга. В кофейню я ещё зайду, а в церковь уже не пойду. Церковные мазурики для меня опаснее кофейных".
В своём творчестве Блок отвергает церковность (Православие) и Самодержавие (русскую государственность). Даже если он верует, то во что: лик Христа он заслонил для себя Вечной Женственностью. Хотя он и самый крупный поэт Серебрянного века (а что из себя являл Серебряный век!?), но не видно, что он преодолел ту эпоху, себя и свою грешную жизнь. Не видно. Если я слепой, подскажите!
|