Восставший на средостение. Часть Вторая
- Петр Мультатули
27.06.2006 11:28
Уважаемый Леонид Евгеньевич! Пользуюсь любезно предоставленной Русской линией возможностью, чтобы пообщаться с Вами, несмотря на мое давнишнее желание сделать это очно. Во-первых, хочется выразить Вам глубокую благодарность за ту огромную работу по прославлению Царственных Мучеников и за отстаивание Их светлого имени, которую Вы ведете на протяжении долгих лет. Во-вторых, позвольте поделиться некоторыми соображениями по поводу Вашей статьи. Я практически со всем в ней изложенным полностью согласен и единодушен с Вами. Но есть некоторые тонкости, с которыми бы хотелось с Вами поделиться. Разумеется, вы абсолютно правы, когда говорите о взаимосвязи оголтелой яростной борьбы темных сил против прославления Царской Семьи, и прежде всего Государя, с той клеветой на Г.Е.Распутина, которая ведется в последнее время. Безусловно также, что враждебным России силам выгодно внедрять в массовое сознание людей одностронне-отрицательный образ первого русского Помазанного Царя Иоанна Васильевича. Нельзя также не заметить ошибочные и необъективные, с моей точки зрения, высказывания некоторых иерархов по поводу Распутина и Иоанна Грозного. Безусловно, эти высказывания сделаны явно с подачи тех, кто был противником канонизации Императора Николая Александровича и его Семьи.
Но мне также представляется, что в этом повинны не только эти противники, но и те люди, которые называя себя православными, организовали истошную и совершенно неправославную по-сути кампанию по "немедленной канонизации" Ивана Грозного и Распутина, которая сочеталась с оскорблениями высшей церковной власти, угрозами немедленного раскола в Церкви, в случае отказа Синода их прославить, написанием ряда икон, некоторые из которых носили откровенно богохульный характер. (Так, например, на одной такой "иконе" у подножья Царской Семьи была изображена другая небольшая икона, на которой Г.Е.Распутин был изображен ввиде Спасителя; другая икона, помещенная в "Русском вестнике" представляла изображение Св. Царской Семьи, сзади которой помещен благословляющий ее (наподобие опять-таки Христа) Распутин). Сразу оговорюсь, я не могу естественно судить о том являются ли Иоанн Грозный или Г.Е.Распутин святыми, или нет. Думаю, что на этом вопрос имеется окончательный ответ только у Всемогущего Бога. Со своей стороны, еще раз подчеркну, я отношусь к этим историческим личностям с глубоким почтением.
Но необходимо отметить, что недопустимо навязывать Церкви самочинные "канонизации". Не должен так вести себя Народ Божий. Он может собирать и предоставлять свидетельства о чудесах и явлениях, которыми он был свидетелем, но решать природу этих чудес и явлений способна толька наша Мать-Церковь. Всенародное доцерковное прославление Царской Семьи является определенным исключением из этого правила. Но во-первых, Царская Семья была уже прославлена Русской Православной Церковью Заграницей, а во-вторых, не мне Вам рассказывать, как благоговейно и с каким почтением шла подготовка к прославлению Св. Царственных Мучеников со стороны Православного Народа. Как решительно пресекались те, кто под видом "ревнителей" памяти Государя пытались создать на этом почитании нечто вроде секты. Не забудем, что Святого Царя и его Семью Господь прославил так, как редко кого прославляет: буквально камни вопияли об Их святости.
Ничего подобного не происходит, насколько мне известно, ни вокруг изображений Иоанна Грозного, ни Г.Е.Распутина, хотя, еще раз повторяю, это никак не опровергает их возможную святость (особенно Г.Е.Распутина). Мне представляется, что главное, что нужно делать тем, кому дорога память первого Царя и Друга Царской Семьи, это изменение отношения общественного мнения к их личностям. Делать это надо спокойно и безо всякой экзальтации. Не воевать с иерархами, а стараться донести до них правильное, неискаженное представление о вышеназванных исторических деятелях.
Вы приводите интересные сведения о том, что Иоанн Грозный был местночтимым московским святым. Об этом пишете не только вы, но и некоторые другие исследователи. Откуда взяты эти сведения? Если, это действительно так, то нужно найти святцы с упоминанием имени царя Иоанна, и собственно, после этого все разговоры закончатся. Это будет такой убийственный аргумент, что все кампании будут просто не нужны. Но без таковых доказательств, простые утверждения об этих святцах становятся не аргументом в пользу прославления. а наоборот поводом для сомнений. Утверждения о том, что Иоанн Грозный был причислен к лику святых, так как над его головой изображали нимб, несостоятельны, так как если Вы посмотрите на древние изображения русских Царей, то Вы увидите подобный нимб и над Иоанном III, и над Василием Иоанновичем, и над Феодором Иоанновичем. Кстати, очень часто именно изображение Иоанна III с нимбом над головой ошибочно приводится как изображение Иоанна Грозного.
Хочется также заметить о важности измения общественного сознания в отношении Г.Е.Распутина, мученически убитого изуверами. Это особенно важно, так как его убийство предшествовало убийству Царской Семьи и во многом носило схожий характер. Именно поэтому ко всему, что касается личности Распутина, нужно подходить с особой деликатностью, так любое необдуманное слово будет использовано врагами Церкви против Царственных Мучеников.
Рамки сообщения не дают мне возможности подробно поговорить с вами на эту важнейшую тему. Очень надеюсь, что когда-нибудь мы сможем это сделать. Еще раз хочу выразить Вам благодарность за Ваш вклад в дело прославления Святых Царственных Мучеников. С глубоким уважением к Вам
|