Обзор девятнадцатого номера журнала "Благодатный Огонь"
- Екатерина Домбровская
24.10.2009 14:05
«Монастыри свет миру, а миссионер—погромщик Церкви»
...Итак, уважаемый Николай, продолжу по Вашей просьбе обзор №19 "Благодатного огня". Очень важная и постановочная статья протоиерея Владимира Правдолюбова. Она предваряет центральную статью «Миссионерский патерик», а потому очень важно, насколько глубоко и точно расставлены акценты. В поле зрения священника – «новые формы» новых «миссионеров»: ночные клубы для православных, эпатажная критика святых и святынь, поношение церковных традиций, сросшихся и народным бытом и сознанием… Разбирая критически ошеломляющие церковный народ заявления миссионэров, их ПИАР, как совершенно новую для Церкви «моду», автор фактически закладывает существенные части фундамента современного учения о подлинном миссионерстве. Идти приходится «от противного» ( и весьма противного!), одновременно осмысливая то, что было еще не так давно для мира церковного само собой разумеющимся, а потому все-таки недостаточно концептуально и богословски осмысленным. А именно понимание того, что есть подлинное православное миссионерство, каким мы приняли его от отцов наших: свт. Николай Японский, Герман Аляскинский, Макарий Алтайский, а еще раньше свтт. Гурий и Варсонофий Казанские и многие другие наши Небесные покровители и молитвенники. К сожалению, в этом номере журнала подлинному отечественному опыту миссионерства уделено внимания все-таки недостаточно. Критику современного обновленческого прорыва хотелось бы строить на более мощном фундаменте православного понимания этой сферы деятельности Церкви. Тогда и критика будет точнее целить и доходить если не до самих героев Миссионерского патерика (на что надежд почти нет), то хотя бы до тех, кого их деятельность сегодня несомненно вводит в соблазн. Один важнейший духовный постулат подлинной миссии и сформулирован в статье отца Владимира Правдолюбова: «миссионеру нужен (для выхода в мир – прим. Е.Д) надежный скафандр смирения, покаяния и молитвы, а главное – неразрывная связь с Церковью». Вот именно этот постулат – связь с Церковью с большой буквы – с Церковью воинствующей и Церковью Торжествующей, со всем сонмом святых Божиих – и есть первый признак и критерий искаженной, суррогатной миссии подделки, миссии- профанации. Что и раскрывает автор на примере «деятельности» конкретных миссионеров, имена которых у всех на слуху. Впрочем, продолжение следует…
|