Училище Креста. Часть 2

  • Екатерина Домбровская     24.10.2009 01:38

    Вот несколько выдержек из статьи в ответ на Ваше замечание:

    "Слово плоть бысть (Ин.1:14). Теперь все падшее и отчужденное от жизни Божией получает новый, возвратный (выражение свт. Филарета) ход. Этот возвратный ход, это «восстановление» поруганного грехом человеческого естества, человеческой природы, по выражению свт. Филарета, страданиями На Кресте совершает в Себе Сын Божий, приемлевший наше естество. Причем не только за грехи наши (то есть в плане искупительной жертвы за проклятие), как было принято выражаться во времена Филарета и даже много позже после него последователями латинско-схоластической школы, но Господь претерпевает распятие ради перевоссоздания в Самом Себе или, как сказано святителем в другом месте, «страданиями совершение в Себе» пораженной и рабствующей греху человеческой природы, почти дословно опираясь в этом месте на текст прп. Максима Исповедника, который говорит, что Бог воплотился ради любви к Своему творению, «чтобы через Себя и в Себе обновить естество человеков само по себе состарившееся, и соделать его общником Божиего естества» Творения прп. Максима Исповедника. Книга II. Вопросоответы к Фалассию. «Мартирис». 1993. С.153.

    "Уже в одном из ранних своих Слов в неделю четвертую по Пятидесятнице 1811 года[85] святитель Филарет, применительно ко спасению греховного человечества использует понятие воссоздание, столь часто употребляемое и смыслово акцентируемое в богословии свт. Григория Назианзина, наследие которого, как не раз отмечалось исследователями, оказало очень большое влияние на формирование богословской мысли святителя Московского. «Через Христовы страдания мы воссозданы, – учит святой Григорий, – Не говорю: один воссоздан, а другой нет, но все мы воссозданы, все мы, участвовавшие в том же Адаме, и змием обольщены, и грехом умерщвлены, и небесным Адамом спасены, и древом бесчестья (то есть крестом) возвращены к древу жизни, от которого прежде отпали». Cвт. Григорий Богослов. Собр. творений в 2-х томах.Т.1. С.481-485.См. также: «Сколько торжеств доставляет мне каждая тайна Христова. И во всех главное одно, – мое совершение, воссоздание и возвращение к Первому Адаму»

    А так же смотреть объяснения, почему Господь пострадал на открытом месте, например, у святителя Афанасия Александрийского: “Вознесенный на кресте Господь очистил воздух от дьявольской и всякой бесовской козни” (De incarn., PG 25, 170); у святителя Иоанна Златоуста: “Чтобы очистить естество воздуха”, и все небо и землю, “ибо кровь капала из бока Его на землю и очистила все ее осквернение” (In crucem et latronem, PG 49, 408–409).

    Вот здесь и есть то, что было условно названо ОРГАНИЧЕСКОЙ ТЕОРИЕЙ. Это и есть учение святых отцов нашей Православной Церкви. К нравственной теории Антония (Храповицкого) или свщмчИлариона Троицкого это не имеет отношения.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика