Обзор девятнадцатого номера журнала "Благодатный Огонь"
- Екатерина Домбровская
23.10.2009 18:37
Какие могут быть обиды, дорогой сотоварищ и соученица, когда Вы обычно очень душеполезное говорите. Напоминаете слова свт. Игнатия. И сейчас тоже… Только одна сердечная Вам благодарность. И лишь одна просьба: уж очень-то не пугайте - ведь Вы не можете знать меня по виртуальному общению только, да и по визуальному - всегда-то мы ошибаемся. Может быть, мои дела обстоят много хуже, чем Вам показалось... Так что ненароком и добить можете… Последние Ваши реплики адресованы лично мне - и как реакция на мои переговоры с Сельским Бригадиром, где я весьма возможно по форме очень неудачно коснулась вопроса умного делания. Но ведь не обо мне речь шла, а о понимании духовных процессов, которые привели Россию к 1917 году, к тому помрачению и ослаблению духовному, о котором не уставали говорить великие наши святые. Вы помните, с чего сыр-бор начался: Вы и еще кто-то скептически (а кто-то и грубо) высказался в адрес "грекофилия", афонской молитвенной практики, умного делания наших молитвенников в России. Как бы само собой на противоположной ДУХОВНОй стороне возник образ архиеп. Никона (Рождественского) – не мною выведенный. Вот контекст разговора-спора. Скажу прямо и по-стариковски: да, я считаю что в определенном отношении за апостасию в России XIX века несут ответственность определенные церковные круги, "лии" духовные, которые не одно десятилетие "придерживали", ограничивали дыхание Церкви. Знаю, какой на меня за это будет наезд, но что поделаешь - кривить душой не буду. Вас резануло в моем диалоге с Бригадиром – мои краткие упоминания про умное делание ... Лучше б не касаться этой темы, конечно, это правда. Но как объяснить мягко и никого не называя свою позицию? Вот я и обратилась к умному деланию и его противникам как к примеру. Но не касаться этого вопроса только потому что, как Вы напомнили, исихаст - мужского рода - это уж все-таки крайность. И хотите Вы того или нет - одергивание. Дорогая ученица - поразительная закономерность: на разных дискуссиях, по разным темам мое недостоинство непременно становится предметом яростного внимания (даже и когда вовсе не о молитве идет речь). Не терпя позиции - прямой наводкой начинают бить прямо по ее носителю. Неужели и Вы туда же?! Так Вы скажите просто: Екатерина, не судите об истории русской духовности, не лезьте в жизнь Церкви, не смейте никого из церковных деятелей трогать, вы - московская тетка, а тетке, по Вашему мнению к умному деланию негоже стремиться, "научится бы смиряться, да за скорби Господа благодарить" (золотые, между прочим слова – в кавычках - и не только для теток!), тем более, что по свт. Игнатию "..желающий перейти из плотского состояния в духовное должен умереть для всех человеков.'' Поистине так! Всем сердцем исповедую это слово святителя. Напоследок один эпизод начала XX века (кажется, в воспоминаниях С. Фуделя): Воронежский рынок, ряды, толстая пожилая тетка-торговка продает рыбу и все что-то губами беззвучно шевелит, словно жует что-то… А рядом старик в вислоухой шапке –– торгует ложками деревянными… Так вот он все поглядывает на нее, поглядывает, а потом и говорит ей: «Чегой-то ты, Мотря, все только о себе, да о себе: «Иисусе Христе, помилуй мя», ты давай молись «Помилуй нас»! Это к вопросу о прп. Марии Египетской. В то время в Воронеже жила юродивая Феоктиста Михайловна, которую высоко почитал свщмч епископ Петр (Зверев) и все с Соловков ее вопрошалв письмах обо всем – чуть ли не в послушании у нее жил… А она все по городу ходила , по рынкам бродила… А за Ваши ценные напоминания – низкий Вам поклон.
|