Училище Креста. Часть 2
- Александров Н.
23.10.2009 03:36
*Но сотериология архим.Илариона (Троицкого) не является секретом...*
Это его учение изложено, в частности, в работе тогда ещё архимандрита Илариона "Богословие и свобода Церкви. (О задачах освободительной войны в области русского богословия)". В указанной работе, упоминая вскользь об "опресноках, папской непогрешимости, Filiogue и прочем, что опровергается в наших "обличительных богословиях"", автор пишет, что "существо веры, душа её - не здесь... Душа веры в спасении и душа богословия в учении о спасении"... Прекрасно... Однако, вслед за тем ставится вопрос: "Сохранило ли наше богословие во время латинского и немецкого нашествия православное учение о спасении?"... И доказывается, что не сохранило... Но каким образом доказывается? Говорится, что "естество человеческое подпало под власть тления и смерти... Сын Божий принимает полное человеческое естество в единство Своей Божественной Ипостаси...Христос - новый Адам, родоначальник нового человечества... Восстанавливается "красота изначальная" естества человеческого, которое во Христе оказалось уже "чуждо истления", победило смерть и тление. Имея благодатную помощь Святого Духа, человек возрождается, очищает себя от греха и тления и снова возвращает себе "первое блаженство"... Сделавшись причастен Божеского естества и получивши дар Св. Духа, человек паки становится... целым, здоровым, нормальным... Так - воплощение, воссоздание, обожение, нетление и блаженство - в пределах этих понятий движется православное учение о спасении"... И ни слова - о крестной жертве Спасителя!!! А далее утверждается: "всё учение о спасении сходится к единому центру - Воплощению Бога Слова, к великой тайне благочестия: Бог явился во плоти!"... И опять - ни слова о крестной жертве Спасителя!!! И в доказательство - ссылки на святых отцов и учителей Церкви... Однако в основном это их слово, сказанное на Богоявление или на Рождество Спасителя и направленное против ариан, искажавших учение о природе Богочеловека... Совершенно очевидно, что данные ссылки на святых отцов важны и необходимы в православном учении о спасении, но данных ссылок просто недостаточно для того, чтобы ТОЛЬКО на основании их строилось сотериологическое учение Церкви... Тем не менее архимандрит Иларион именно с ними сравнивает "наше школьное богословие", причём доказывает несостоятельность ШКОЛЬНОГО БОГОСЛОВИЯ критикой митрополита Макария, который начинает свою мысль так: "Вся тайна нашего искупления смертию Иисуса Христа состоит в том, что Он,.."... Архим. Иларион критикует митр. Макария именно за несоответствие вышеуказанным высказываниям св. отцов: "Здесь перед нами совсем другой ряд понятий..."... А почему собственно этому ряду понятий и не быть другим? Ведь те и другие понятия были изложены по совершенно разным поводам: одни - на Богоявление и Рождество, а другие - по поводу "страдания и смерти нашего Спасителя". . . Разные поводы - разные и описания. Но одно не обязательно противоречит другому. В качестве доказательства несостоятельности аргументации митр. Макария архим. Иларион ссылается на статью проф. А.П. Орлова "Сотериология Ансельма Кэнтерберийскаго" и утверждает: "там, у этого отца латинской схоластики, вы найдёте все эти понятия" ... Далее таким же образом проводится сравнение не подлежащих (строго говоря) сравнению высказывания митр. Макария ("Вся тайна нашего искупления смертью Иисуса Христа состоит в том, что...") и слова св. Григория Богослова: "На Богоявление или на Рождество Спасителя". Естественно, это сравнение "даёт право" архим. Илариону заключить: "Вот что сделало с нашим богословием латинское и немецкое рабство!". Но правомерно ли само это сравнение? Любопытен призыв архим. Илариона: "У нас, благодарение Богу, уже зародилось новое богословское направление, свергающее с себя мертвящие узы прежней схоластики. К этому-то направлению нужно примыкать СО ВСЕМ ЖАРОМ ЮНОСТИ И БЕЗ ВСЯКОГО СОМНЕНИЯ... Сравнять с землёй неприятельскую крепость схоластики - вот наша, академическая, задача, если мы хотим самым делом участвовать в великой освободительной войне!", - До боли напоминает нечто весьма близкое!? Священномучениче Иларионе, моли Бога о нас!
|