Обзор девятнадцатого номера журнала "Благодатный Огонь"
- Сельскiй бригадиръ
22.10.2009 21:51
ОТВЕТ ЕКАТЕРИНЕ
Лозунг сегодняшнего дня: «монастыри свет миру, а миссионер—погромщик Церкви»
Уважаемая Екатерина, Вы пишете: «Как говорил один форумчанин: «Макарий – лакмусовая бумажка». А я перефразирую: «Иисусова молитва, умное делание – лакмусовая бумажка»».
Форумчанин сей сказал истину, а Вы, к сожалению, не правы абсолютно. Постараюсь это Вам доказать. Почему именно Макарий (собирательное понятие), а не Иисусова молитва и умное делание является «лакмусовой бумажкой», а проще говоря, самым важным в деле нашего спасения. Приведу пример из наиболее близкой Вам области.
Однажды святитель Филарет, митрополит Московский, присутствовал на экзаменах в семинарии, и спросил одного из учащихся: "Скажи мне, как ты думаешь спастись?" Тот ответил: "Я думаю спастись смирением". Строго посмотрел на него архиерей и сказал: "Твой ответ уже заключает в себе гордость, ты считаешь, что ты приобрел такое смирение, которое может спасти тебя: откуда ты его взял? Этого смирения я вовсе в тебе не вижу".
Обратился он ко второму семинаристу и спросил: "А ты чем думаешь спастись?" Тот тотчас отвечал: "Вашими молитвами, Владыко!" Вознегодовал святитель Филарет: "Такой молодой человек, а уже научился лицемерить, какой же из тебя ханжа выйдет потом?" - и выгнал его вон.
Затем обратился к третьему: "А ты чем думаешь спастись?" Тот ответил: "Страданиями Христа Спасителя". Тогда митрополит Филарет сказал: "Вот единственный истинный ответ, другого ответа быть не может!"
Если представить, что первый или второй семинарист ответили бы на вопрос митрополита Филарета: «Я думаю спастись умным деланием, или непрестанной Иисусовой молитвой» (Вашей «лакмусовой бумажкой, Екатерина!), то реакция Филарета была бы точно такая же. Ничего бы в повествовании не изменилось.
А вот ответ третьего семинариста заключает в себе всего Макария с его «схоластическо-латинским юридизмом и школьным богословием», на которое ныне так ополчились либералы от богословия с их «либеральной кашей в голове» :). В этом ответе всё наше спасение, которое возможно только через усвоение крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа и его Искупительной Жертвы (см. «Догматическое богословие» митр. Макария (Булгакова)). Без правильной веры спасение невозможно, а вот без умного делания - никто из Отцов такого не утверждал.
А теперь несколько слов о пользе умного делания и Иисусовой молитвы. Польза от неё безусловно огромная. Но. Читаем сюда:
«Человек состоит из души и тела, а потому и путь жизни его должен состоять из действий телесных и душевных – из деяния и умосозерцания.
Путь деятельной жизни составляют: пост, воздержание, бдение, коленопреклонение, молитва и прочие телесные подвиги, составляющие тесный путь и прискорбный, который по слову Божию вводит в живот вечный. (Мф. 7,14).
Путь умозрительной жизни состоит в возношении ума ко Господу, в сердечном внимании, умной молитве, и созерцании чрез таковыя упражнения вещей духовных.
Всякому желающему проходить жизнь духовную, должно начинать от деятельной жизни, а потом уже приходить и в умосозерцательную: ибо без деятельной жизни в умосозерцательную прийти не возможно».
Это – слова светоносного батюшки Серафима Саровского. И если новоначальные христане, а таковых по свему духовному устроению большинство в нашей Церкви, возьмут себе на вооружение Вашу лакмусовую бумажку, то это будет верным путём к их душевному и духовному повреждению. Таких примеров очень много: люди, не имеющие духовной рассудительности и смиренного мнения о себе, сразу берутся за последние два тома Добротолюбия, где речь идёт о созерцании и умнов делании, от чего строго предостерегали многие подвидники, в результате чего их молитвенный подвиг часто заканчивается психбольницей.
А если к этому своевольному «умному деланию» ещё приложить и сверхчастое причащение, за каждой литургией, то повреждение гарантировано.
Вот и всё, чем бы я хотел поделиться.
|