Обзор девятнадцатого номера журнала "Благодатный Огонь"
- Екатерина Домбровская
21.10.2009 18:43
Спасибо, Николай, что не обиделись давеча на мою беззлобную шутку, а то уж я тревожилась... отвечу кратко (пока здесь), а если смогу потом - то и "товарищу" - если наскребу на ответ. Оговорюсь, что я некомпетентна судить о том - полезны для всеобщего прочтения эти 5-6 тт/ или неполезны. Святые отцы всегда решали подобные вопросы строго индивидуально - судя по устроению своих чад. Если и давали подобные книги читать, так что-то в сопровождение и говорили наставительное. Могу сказать про себя. Я вообще дорожу нашим наследием духовным и в особенности конца XIX и начала XX века (не в ущерб остальному, конечно). И не могла, конечно, обойти в чтении и изучении такую личность как приснопоминаемый епископ Варнава. Сначала у меня были небольшие его работы о православии в руках, затем его краткая биография, он встречался мне и при чтении жизнеописаний подвижников начала века. Может, это мое личное такое устройство, но мое сердце открылось епископу Варнаве и я читала его с большим интересом. Мне интересно было знакомство с его личностью духовной. И уже далее читала как бы сквозь это мое ощущение его личности и знание подвига и драм его жизни. Вообще та плеяда молодых академиков-епископов - поразительный феномен русской духовной жизни, сравни статистике роста и развития России 1913 года. Какой расцвет это предвещало! Какая была духовная образованность, любовь и свобода! Какие старцы - св. Гавриил Седмиезерный, свв.Алексий Зосимовский св. Герман Зосимовский и даже любимый студентами митр. Антоний (Храповицкий) - к которому я лично отношусь с опаской и осторожностью, хотя его труды по русской литературе иногда перечитываю. Что же касается чтения еп. Варнавы всем без разбора... Ну, я уже ответила... Советовала тут одной знакомой почитать целенаправленно некоторые разделы Искусства святости - ведь это отличная компиляция святых отцов, множество примеров - буквально антология опыта. Может быть при чтении получена и большая польза. Кроме того еп. Варнава был очень строг в своей аскетике, насколько я могу судить, жил в послушании старцам... Так вот знакомая моя быстро соблазнилась этими текстами - мол, видя, как высоко ставится планка духовная, она пришла даже в раздражение на автора, что почувствовала собственное несоответсвие такой высоте. Но мы вправе резонно сказать на это: разве еп. Варнава виноват, что за 20 лет ее пребывания в Церкви и усердного стояния на службах и вычитывания полного (почти монашеского) правила ежедневно, она не научилась смиряться, читая такие книги? Пожаловалась она иеромонаху на исповеди, на что тот сказал ей, что у еп. Варнавы есть канонические уклонения. Я читала и уклонения не выискивала, что-то нужное брала, что-то не так нужное - в сторону откладывала. Вообще специалист у нас по выискиванию отклонений в книгах о. Сергий (Рыбко) - везде-то он оставил свои примечания - о том вы знаете, наверное... Я же читаю специфически - погружаясь в личность автора, который стоновиться мне близок и со временем я отношусь к нему как к родному человеку: укажут на ошибки - не соблазнюсь, а попытаюсь постигнуть их природу, укажут на проявления свтости еп. Варнавы - а таковые имели место - ему поклонюсь. Так что вопрос в том, конечно, как читать... В нас слишком много внутреннего осуждения и недоброго отношения к людям, а потому мы и соблазняемся, вместо того, чтобы учиться, жалеть, сострадать и понимать, а для своего собственного пути (брать на вооружение) совершать САМЫЙ ЖЕСТКИЙ ДУХОВНЫЙ ОТБОР, который соответствует традициям святоотеческого учения и жития. Если слишком обобщенно ответила - задавайте вопросы конкретнее.
|