Училище Креста
- Екатерина Домбровская
21.10.2009 00:06
Попробую ответить... "Без пролития крови нет прощения". Еще как круто… Крест - это круто… Без Креста ничего нет: спасения нет. Почему человек должен распинаться и распинать в себе греховное? Потому что он не сможет иначе воспринять и усвоить плоды той великой Победы, которую совершил Господь над тленной и смертной испорченной природой человека (человечества) на Кресте (при условии жизни человека в Церкви и участия его в Таинствах и воссоединении телесном во св. Причастии со Христом (с Телом и Кровью Христовой). А многие думают, что покаялся у аналоя батюшке и - свободен. Грех прощен. Но изжит ли? Грех он - и телесно и духовно и душевно еще гнездится в человеке и должен быть СТРАДАНИЕМ изжит. Так у человека. Кто поспорит с этим основополагающим понятием аскетики? Ведь не случайно апостол Петр говорит, что «страдающий плотью престает грешить»?! Господь говорит: «Аз есмь путь и истина и живот» (Ин. 14: 6). Путь указан на Крест. На этой необходимости и неотвратимости страданий, и страданий плоти, нужно остановиться и задуматься… Принес Себя в виде выкупа? А МЫ кому себя ничтожных в виде выкупа принесем на наших крестах? Кому мы такие нужны в виде выкупа? А как же тогда повторить то, что творил Господь на Кресте? Где же Путь? А вообще же много проблем нашему богословию принесли не очень точные переводы... У Ансельма "удовлетворение", к примеру... Да, так можно, наверное, сказать, но точнее – «изжитие страданием», Крестом, крестораспятием, потому что человек - не только дух и душа, но и тело... Потому и те, кто страданиями великими очищался в Боге - становились потом мощами (что так ненавистно «кураеведам», которые СТРАДАТЬ НИКАК НЕ ХОТЯТ: ИМ БЫ КАК-НИБУДЬ ВСЕ ПОЛУЧИТЬ БЕЗ КРЕСТА!). Можно искупительное страдания Христа на Кресте называть НАКАЗАНИЕМ за греховную поврежденность человека? ВЫКУПОМ? Можно. Но ведь это все-таки метафоры! А Филарет раскрывает и ТАЙНУ и ТАИНСТВО Креста (что и подчеркивается в тропаре ему «ТАИНСТВО Креста познавый»): Господь не просто страдал: Он на Кресте исцелял и преображал естество человека до последней физической клетки, до всех человеческих состояний – даже одиночества и оставленности. Это и по св. Григорию, и по Макиму Исповеднику и было делом УВРАЧЕВАНИЯ поврежденной грехопадением природы человека. Это было перевоссозданием, и даже можно сказать – ВТОРЫМ ТВОРЕНИЕМ ЧЕЛОВЕКА-человечества как единого Нового Адама. С того момента путь был каждому открыт. Потому и надлежит теперь отдельным Адамам-ипостасям - чтобы спастись, пройти весь путь Христа и до Голгофы и взойти на Крест по своей доброй воле (и не на один Крест) и претерпеть его в благодарении, не просто как ИСКУПЛЕНИЕ, а как собственное ИСЦЕЛЕНИЕ И ПРЕОБРАЖЕНИЕ . Есть разница? Потому и великим подвижникам, славящим Бога на Крестах, всегда сопутствовала Радость – действие Утешителя и плод явного осознания содеевающегося собственного ИСЦЕЛЕНИЯ и спасения. Кто это проходил, тот это знает о п ы т н о, а не из учебников. Вся православная аскетика рождается из этого тайновидения Креста. Теперь дело за каждым из нас... Как готовимся, как очищаемся в таинстве Покаяния (крестораспятие ли это для нас, или как теперь модно гвоздики прибивать, – игры в покаяние?), как Причащаемся, соединяясь со Христом, с Его Плотию и Кровию, укрепляясь и обновляясь на крестном нашем пути ("Елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся" (Гал. 8:27)? Все дело в добровольности и сознательности нашего предания крестораспятию. А чтобы добровольно предаться всему, что посылается и попускается нам во спасение - нужно ясно зреть и то, что ТВОРИЛ ГОСПОДЬ НА КРЕСТЕ. Это условие практики христианской жизни, подвига каждого христианина. И этого нельзя отнимать от людей. Им и так трудно.
|