Училище Креста
- Екатерина Домбровская
20.10.2009 11:24
Воспользуюсь Вашим вопросом, уважаемый Артур, чтобы заодно и ответить на уже возникшие вопросы. Разрешите? Окончание текста - в редакции РЛ и Редакция поставит, когда сочтет нужным. Заодно благодарю за внимательное чтение и критику своих уважаемых старших собратьев. Относительно взаимных чувств между двумя великими святителями распространяться не буду. Это вообще, как известно, бывает между святыми людьми (некоторые неприятия-отталкивания между свт. Феофаном и свт. Игнатием и т.д. и т. п.). Зачем выносить на мир свои слабые догадки? У каждого из почитающих равно этих великих русских святых все равно будут СВОИ трактовки. А разрешится все в Господе (а для святителей уже давно разрешилось) - в Царствии Небесном. Относительно разности восприятия 1 и 2 частей - все очевидно: в 1 части - больше автора и его недостоинства, - а во 2 – великого Филарета. Хотя с точки зрения автора свт. Филарет не отрекся бы и от основных положений 1 части. А против замечательного и огромного вклада митрополита Макария в русское богословие - нет и не может быть! - ничего сказано, тем более моим недостоинством. Речь косвенно здесь шла только об одном разделе его догматики. И опять же, с позиций вИдения Филарета, которое автору (и другим, гораздо более солидным авторам, писавшим о богословии свт. Филарета) представляется наиболее близким вИдению свв. Григория, Макария, Максима, о чем и свидетельствуют сопоставленные тексты. То, что 2 часть воспринимается лучше, одобрительнее, – косвенно свидетельствует и о резонах 1 части. Так как 2 часть ВСЯ построена на фундаменте 1 части. А без нее – она становится лишь красивыми байками в духе популярного нравственного богословия. Впрочем, мотивы, так сказать, и исходные позиции «защиты» богословия митр. Макария (хотя он вовсе не нуждается, на мой взгляд, в защите) уважаемого Николая Кноспе и уважаемого Бригадира, мне очень понятны и даже близки. Для уважаемого Николая: staryi.skit@gmail.com. И еще, если, как говорит ув. Николай, я неправильно и как-то некорректно упомянула в своей реплике на другой ветке ув. Бригадира как «сотоварища» - прошу меня простить. Я, совершенно честно, могу сказать, что не знаю ни того, кто кроется за этим псевдонимом, ни его сана, чина и звания, мое же обращение продиктовано чисто мировоззренческой близостью и душевным расположением, которое большей частью сопутствовало мне при чтении его комментариев. Простите еще раз, если кого обидела и – само собой – разочаровала.
|