Обзор девятнадцатого номера журнала "Благодатный Огонь"
- Екатерина Домбровская
16.10.2009 18:08
Уважаемый Николай, Вы так трогательно интересуетесь моим мнением, но я боюсь, что разочарую Вас - у меня ведь нет никаких почти заранее составленных мнений, а смотришь, как и все, вглядываешься и видишь, как все трудно и глубоко познается в этом мире, как страшно перемешано добро и зло. В данном случае, - а фильм я не смотрела, потому что те события именно в те годы, очень занимали мое внимание, глубоко меня потрясли, и осталось впечатление форменного ужаса. Что тут долго говорить - отношение к кочетковцам совершенно однозначное, как ко злу. Для меня в этой картине оттенков смягчающих не существует. Хочу Вам сказать другое, воспользовавшись тем, что уже начала с Вашей подачи писать... Для меня и кочетковцы, и современные обновленцы, и очень многое, что ныне, да и раньше, виделось внутри Церкви, - явления одного или очень близкого порядка. Пример тому обсуждаемая на портале Богослов.Ру. статья Андрея Десницкого о расцерковлении... Видели ее? Односложно суть статьи и точнее подход к проблеме автора (а проблема есть) - может быть выражен достаточно кратко: переделать Церковь под себя. Современный человек приходит в Церковь (большей частью) не как в ЛЕЧЕБНИЦУ, без даже самого малого ощущения собственного несовершенства, испорченности, нездоровья душевного - в общем-то чувства хотя бы некоторой душевной неполноценности (само это чувство - это уже начало духовной жизни в человеке, это уже действие Духа, это уже - Божий зов), а как в еще неизведанное и неиспробованное место, где ему может стать ПОЛУЧШЕ ЧЕМ В МИРУ. Когда же он сталкивается с дискомфортом и неудобствами, с неправильностями с его точки зрения и объективными неправильностями в повседневной церковной жизни, - человек решает, что все это ему ни к чему. Ведь у него была установка (ему кто-то говорил): ТОЛЬКО С БОГОМ ХОРОШО. И ТОЛЬКО В ЦЕРКВИ ТЫ ЭТО НАЙДЕШЬ. А В ЦЕРКВИ ОН НАХОДИТ... КРЕСТ. Ему лучше не становится (исключая тех, кто пришел по "зову" с начальным смирением - но и тех даже кресты ужасают, если с помощью отцов, послушания и терпения они не умудряются все же познать и Благодать Креста и крестношения), и он уходит. Что и понятно. Он хотел приспособить Церковь под себя, под свою бездонную греховность и испорченность, а НЕ СЕБЯ отдать в руки Богу и церковной жизни с ее Таинствами и установлениями и всеми Его, Божиими врачебными средствами. А средства эти умещаются в одно слово - Крест и Крестораспятие. Бог предлагает в Любви Своей человеку только Крест, поскольку без Креста нет спасения, нет исцеления глубочайшей порчи, которую несет в себе человек от Адама, от поколений живших до него, от своих собственноручных дел. Кочетковцы и все прочие такие организации, или партии, или секты, или банды, - как их там лучше назвать, они и занимаются приспособлением Церкви под себя. А не наоборот. Тоже самое сейчас делают и новые горе-миссионеры. Страшная вещь: они ведь лишают людей спасения в вечной жизни. Ничего нет страшнее суррогата. Человек принимает лекарство-суррогат, и надеется, что оно его вылечит,поможет, укрепит, и... умирает. Вот что несет сегодня и кочетковство, и оголтелая "миссия" и все прочее, что нынешние обновленцы стараются насильно внедрить в Церковь. Это ведь просто духовные убийцы. А та история про кочетковцев - она и демонстрирует подлинный оскал зла. Лучше, конечно, на зубы им не попадаться... Но за Церковь внутри себя и по мере сил во вне - бороться каждому на своем месте. Кстати, познакомились ли Вы с мыслями архиеп. Илариона о русском языке - в особенности о чтении в храме на русском кафизм. За последние 20 лет церковной жизни просто не знаю людей, которые бы не сумели освоить церковно-славянский язык и очень быстро не перешли на чтение кафизм на ЦСЯ. И это люди с образованием в несколько классов. После церковнославянского русский псалмов слышать невозможно!!! То же самое, что читать переложения Державина... Вот они куда тащат... А раньше, когда кто-то жаловался батюшке, что дела не дают возможности дочитать правило, хороший батюшка говорил, «а ты прочти молитвенно 50 псалом (разумеется, на церковнославянском), как один старец читал: он почти сразу плакать начинал и так - до конца! – и будет на время с тебя». Но этим господам подлинная жизнь сокрушенного и смиренно сердца во Христе просто неведома. Вот они и судят всех и вся со своей мирской, душевной колокольни.
|