Консервативный народник

  • Дмитрий Б.     03.10.2007 16:48

    Качурину И.
    А каково отношение противников "имябожия" к Божиему имени сейчас? К сожалению, не помню, в каком источнике читал, что ради насмешки над "имябожниками" противники могли опускаться до кощунства: писали имя Христа на бумаге и клали ее в карман с фразой "Бог Иисус у меня в кармане" или попирали такую надпись ногами.

    У митрополита Вениамина Федченкова не одна страница посвящена выпискам из дневников св.пр.Иоанна Кронштадского о Божием имени. У него же есть небольшая работа "Об имяславии", посвященная осмыслению этого вопроса (http://www.inozemtsev.nne.ru/texts/veniamin_NG.htm), в которой он ссылается на авторитет известного ревнителя Православия архиепископа Феофана (Быстрова): "Допустим, однако, что я не настолько сведущ в Православии, чтобы иметь свое суждение по этому вопросу. Но тут выступает такой знаток святоотеческого православия как архиепископ Феофан (Быстров), бывший ректором Петербургской Духовной Академии. И он как раз написал магистерскую диссертацию об имени Божием, под заглавием "Тетраграмма", иначе: "об Ягве" (такое чтение еврейского слова стало в новое время предпочитаться прежнему: "Иегова"). Это имя переводится у [пропуск в тексте] словом "Господа"; но точнее бы нужно переводить его: "Сущий", по-славянски - "Сый". И казалось бы, что епископа (тогда он еще был им) Феофана следовало запросить по этому вопросу, как специалиста и богослова (он знал 11 языков). Но этого Синод почему-то не соизволил.
    И вот он однажды высказывался по поводу этого спора об "имябожии" так (привожу, ручаясь за подлинность). Его спрашивали специально об этой книге "На горах Кавказа": можно ли ее читать? Он ответил: "Книга интересна и назидательна!". А потом, когда уже запретили эту книгу, тоже спросили: как смотреть на нее? Тут-то он и сказал: "Они - не богословы: не сумели формулировать. Бог - везде; и, конечно, находится и в Своем имени". Тут он и осудил всех стоящих против этой книги. В другой раз читая Дневник о. Иоанна, он дошел до его слов, что "имя Бог есть Бог". Он позвал архимандрита Р. [академиста] и в восхищении сказал: "Вот что сказал Батюшка о. Иоанн". И в этот раз он и добавил: "Его творения мало того, чтобы только читать; их нужно изучать, как и творения Свв. Отцов"."

    Как быть с их мнениями? Ведь ни митрополит Вениамин, ни архиепископ Феофан никогда не были либералами.

    Как понимать слова святых об Божием имени?
    Свт.Димитрий Ростовский в слове на обрезание Христово ("Жития", 1 января) писал:
    "Сие спасительное имя Иисус прежде всех веков, в Тройческом Совете, было предуготовлено, написано и до сего времени было хранимо для нашего избавления, теперь же, как бесценный жемчуг, принесено было из небесной сокровищницы для искупления человеческого рода и открыто всем Иосифом. В этом имени открыты истина и мудрость Божия (Пс.50:8). Это имя, как солнце, озаряло своим сиянием мир, по слову пророка: "А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды" (Малах.4:2). Как благовонное миро, оно напоило своим ароматом вселенную: разлитое миро - сказано в Писании - от благовония мастей твоих (Песн.1:2), не в сосуд оставшееся миро - имя Его, но вылитое. Ибо пока миро хранится в сосуде, до тех пор и благовоние его удерживается внутри; когда же оно прольется, то тотчас наполняет воздух благоуханием. Неизвестна была сила имени Иисусова, пока скрывалась в Предвечном Совете, как бы в сосуде. Но как скоро то имя излилось с небес на землю, то тотчас же, как ароматное миро, при излиянии во время обрезания младенческой крови, наполнило вселенную благоухаем благодати, и все народы ныне исповедуют, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца8. Сила имени Иисусова теперь открылась, ибо то дивное имя Иисус привело в удивление ангелов, обрадовало людей, устрашило бесов, ибо и бесы веруют, и трепещут (Иак.2:19); от того самого имени сотрясается ад, колеблется преисподняя, исчезает князь тьмы, падают истуканы, разгоняется мрак идолопоклонства и, вместо него, возсиявает свет благочестия и просвещает всякого человека, приходящего в мир (Иоан.1:9). О сем имени выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних (Флп.2:10). Это имя Иисусово есть сильное оружие против врагов, как говорит святой Иоанн Лествичник: "именем Иисуса всегда поражай ратников, ибо крепче этого оружия ты не найдешь ни на небе, ни на земле".
    (...)
    Некогда, по сказанию Иеронима, неисповедимое имя Божье начерчивалось на золотой дощечке, которую носил на челе своем великий первосвященник; ныне же божественное имя Иисус начертывается истинною Его кровью, излиянною при Его обрезании. Начерчивается же оно уже не на золоте вещественном, а на духовном, т. е. на сердце и на устах рабов Иисусовых, как оно начертано было в том, о котором Христос сказал: "ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое" (Деян.9:15). Сладчайший Иисус хочет, чтобы имя Его как самое сладкое питие было носимо в сосуде, ибо Он воистину сладок всем, вкушающим Его с любовю, к которым и обращается псалмопевец с такими словами: "Вкусите, и увидите, как благ Господь" (Пс.33:9)!"

    Св. Тихон Задонский, толкование молитвы Господней:
    "Имя Божие само по себе так свято, так славно и препрославлено есть, того ради от нас не требует прославления нашего: равно всегда славно, свято и страшно пребывает и лучи славы Своея издает в созданиях... Слава бо Имени Божия вечна, безконечна и непременяема есть, как и Сам Бог, того ради ни умножитися, ни умалитися в себе не может... Великое Имя Божие заключает в Себе Божественные Его свойства, никакой твари не сообщаемые, но Ему Единому собственные, как то: единосущие, присносущие, всемогущество, благость, премудрость, вездесущие, всеведение, правду, святость, истину, духовное существо и пр. Сии собственные свойства открывает нам Дух Святый в слове Своем".

    Святитель Игнатий Брянчанинов писал (Аскетические опыты, том 2):"Избрание молитвы Иисусовой для поучения весьма основательно как потому, что имя Господа Иисуса Христа содержит в себе особенную Божественную силу, так и потому, что при упражнении молитвой Иисусовой воспоминание о смерти, об истязании от духов воздушных; об изречении Богом окончательного определения, о вечных муках, начинает приходить в свое время само собой, и столь живо, что приведет подвижника в обильные непрестанные слезы в горькое рыдание о себе. как о мертвеце, уже погребенном и смердящем, ожидающем оживления от всесильного Божия Слова".

    Признают ли современные противники "имябожия" эту "особую Божественную силу" в имени Господа, о которой пишет святой Игнатий?

    Я, конечно, не ради богословского спора эти цитаты привел. Мне просто непонятно, где провести грань между святоотеческим отношением к имени Божиему и "имяславским". Ведь и "имяславец" схимонах Илларион (автор "На горах Кавказа") не утверждает, что именуемо Божество, а свойства и действия Божии («Выражаясь "имя Божие Сам Бог", я разумел не звуки и буквы, а идею Божию, свойства и действа Божии, качества природы Божией, или вообще ея принадлежность, ибо свв. отцы под именами Божиими разумели не сущность Божию, которая не именуема, а именно: свойства или действа....»). И Церковь постановила, что нетварная энергия (действие) Бога нераздельна с сущностью (и неслиянна с ней) и тоже есть сам Бог (http://pagez.ru/lsn/0428.php). Вы говорили, что учились в МДА. Подскажите, есть ли серьезные богословские труды на эту тему с разбором противоположных мнений на основе святотоотеческих трудов? Буду Вам признателен, потому пока я, основываясь на отзывах уважаемых мною людей, в том числе тех епископов, цитаты которых приводил выше, нахожусь в убеждении, что это вопрос не был достаточно изучен священноначалием того времени.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика