Дыра нового атеизма
- Доронин Дмитрий
12.10.2009 00:28
Мир вам! Искренне спасибо вам за статью! Статья хороша, но по сути - известный трюк: много слов, имён, эрудиции, много многословно излагаемых тезисов. За этим кажется, что автор статьи, осуществив глубокий критический анализ, показал всё "двойное дно" идейной несостоятельности авторы книги. Увы! Читатели, читайте внимательно эту статью (если критик знает и цитирует Барта, Эрна и пр. - это подобные "украшения" ещё ничего не значат). Что мы в этой рецензи, например видим? 1) Один консерватор, националист и патриот (К.Кокшенева) ругает автора (Улицкую) за эти же приписываемые ей "грехи". Видимо, она полагает, что в содержании книги - это главное? А мне кажется - вовсе не это главное, как и в христианстве это не может быть главной темой, а только - отношение человека и Бога. 2) Штайн рисуется человеком "практического сознания" (ему нужны "земные услуги Бога" и только "понятное христианство", Штайн хлопочет о земном, он погружен в земное" и т.п. и т.д.)? Прямо Лев Толстой... Мне кажется, это намеренно утрированно и многословно написано рецензентом. Частично я согласен с Кокшеневой: Улицкая как "модный интеллектуальный автор" не смогла избежать модной, но старой и неглубокой до протестантизма мысли о "простом немудорствующем христианстве". Я согласен здесь с Кокшеневой, но лишь на небольшую часть. Я не ожидал увидеть такое большое внимание рецензента к этой теме. На мой взгляд, это вообще не основное в скепсисе Штайна против догматов. Штайн как раз против "понятного" и "узко-прагматического" хрстианства: именно догматы по Штайну несут в себе опасность - превращая Непостижимое в приземлённо-понятное. Например, приводимая Штайном (Улицкой) притча о Блаженном Августине "Они уже постигли, что есть три лица! Как электричество устроено, никто не знает, а как устроен Бог, они знают!" и многое другое. Не практик Штайн, а интеллектуал-мистик. Для меня как для христианина эти размышления в светской (или всё-таки в религиозной?) книге очень важны. Они не изменяют сущность моей веры, но позволяют мне расти в понимании (всё-таки в понимании!) себя, моей веры и моего пути к Богу. Я благодарен Людмиле Улицкой за её неоднозначную книгу, помоги ей Господь!. Я не ожидал найти такое в светской литературе. Но я во многом согласен с автором рецензии: действительно, книга Улицкой полна интеллектуальных трюков и провокаций.
|