Консервативный народник

  • Алексей Поповкин     02.10.2007 19:23

    И.Качурину.
    Безусловно,Константин Петрович Победоносцев - великий государственный деятель. Он видел дальше других, а младшие современники, в том числе и консерваторы, это не всегда понимали. Однако в конце жизни Победоносцев, как мне кажется, несколько унывал... Промедление в деле прославления преподобного Серафима вряд ли может быть оправдано... Но я убеждён, что в конечном итоге, несмотря на соблазн уныния, участь Победоносцева - благая. Его великая заслуга в том, что он сохранил Веру в период расцвета скептицизма в высшем обществе. Церковь всё-таки ценила это, ведь современники Константина Петровича, его коллеги и предшественники в Кабинете министров были иногда почти неверующими...
    Что касается имяславчества, то этот вопрос к истории Победоносцева не имеет отношения.Ведь он скончался в 1907 году, а имяславческая история началась только в 1908-1910 годах. Отношение к Имяславчеству отнюдь не было однозначно-отрицательным. Достаточно вспомнить Митрополита Вениамина (Федченкова), который в своих воспоминаниях прямо пишет о сочувствии своём имяславцам. "Осуждение имяславчества было для меня тяжким ударом в душу" - вот так! Имяславцев отчасти поддерживали о. Павел Флоренский, Епископ Феофан (Быстров), их учеником был Алексей Фёдорович Лосев.
    Всё (на Афоне) было решено скоропалительно, Государь в 1914 году фактически заставил Синод частично реабилитировать имяславцев. Кстати, Митрополиты Св. Макарий (Парвицкий) и Флавиан (Городецкий) не выполнили решение Синода о наказании имяславцев.
    Вопрос об отношении к Имени Божиему должен был решаться Поместным Собором 1917-1918 годах, но не был решён.
    Так что пока НЕТ общецерковнаго решения, а есть только частные мнения (теологумены). Бог благословит, решится этот вопрос, но, конечно, ни о какой "имябожнической ереси" говорить не приходится.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика