Про коммунизм, телевизор и антихристово царство
- Екатерина Домбровская
10.10.2009 00:02
Спасибо, уважаемый Павел, за содержательный отклик. Но если геометрические ассоциации иногда приводят мой бедный мозг в растерянность, то духовная "плоскость", как Вы выразились, мне ближе. И потому тема статьи - о внешнем и внутреннем - и в аспекте греховности, и шире - в благочестии вообще, о единстве и расколотости (духовной) внешнего и внутреннего человека,- мне много ближе, знакомее что ли, это для меня -жизнь, хлеб и даже самый насущный черный хлеб. И потому, приняв описанное автором, как известную констатацию, пытаюсь пойти чуть дальше, в область практическую... А затронутая тема позволяет и даже вынуждает мыслить в нескольких направлениях. В статье же мне не хватает описания или хотя бы констатации динамики этого внутреннего-внешнего на пути духовного становления личности и путях выработки духовных противоядий против описанных агрессоров. Автор берет человека слишком статично - тоже как данность. А у всех это соотношение внешнего и внутреннего разное у новоначального - одно, у среднего другое, у опытного духовно - третье. .. Кроме телевизора есть ведь и просто внешний мир, улица, и мы с Вами идем по улице и встречаем совершенно телевизионные картины - и в наши глаза, уши, зрение - все то пытается через них проникнуть в нас и нас искусить... Один внутренне реагирует так (в плане помыслов и сочетания с ними), другой - эдак и т.д. В конце концов, не суть важно, откуда приходит к нам искусительное зрелище. Важен только наш иммунитет духовный, опыт внутреннего духовного противостояния, опыт борьбы с помыслами. Этот опыт - зафиксированный святыми отцами, и нам оставленный, думаю, вполне еще пригоден для практического применения. И все там описано и про внутреннего человека и про внешнего и про греховность внешнюю и внутреннюю... И все же данная статья на мой взгляд и не претендовала внести что-то новое в сокровищницу святоотеческой аскетики, она обращена к современному слабому духовно человеку, почти беззащитному, сидящему очень много времени у телевизора и подвергаемому беспрецедентной в сравнении с другими эпохами, духовной атаке. Вот автор этому беззащитному и пытается объяснить, какая ему грозит опасность и почему, вводит в начала аскетических понятий, и предлагает соответствующие меры. Что же до моего комментария, - я сознательно ухожу от развития темы в чисто аскетическом плане (объяснив, почему, в своем самом первом на ветке комментарии), и пытаюсь рассмотреть тему - вполне сознательно - чисто в практическом плане. И даже, если хотите, в редакторском. У каждой статьи должен быть свой читатель, свой точный адрес, своя внутренняя четко осознанная цель и область предполагаемого применения и соответственное с этим изложение и степень доходчивости. Мое критическое замечание, что итог сводится только к тому, что предлагается выключать этого монстра, а другого-то итога в сухом остатке нет, - объясняется желанием поиска еще более эффективной помощи беззащитным людям. Хотя я и не отрицаю, что для многих - легче просто выключить его. И все. Я же из основного посыла статьи, просветительски рассказывающей о внешних и внутренних грехах - считаю нужным напомнить и о духовной борьбе, или хотя бы к осознанию ее необходимости, а главное - о воспитании духовного иммунитета. А у автора об этом ни слова нет. Нет и попытки рассмотреть и на примере духовно сильного и опытного человека - а там как он будет выкручиваться? И надо ли ему это делать? А про маску благочестия и про внутреннюю греховность - все сказано в Евангелии - самим Господом. И многажды толковано св. отцами. Другое дело, что в данной статье сделана попытка исследовать подробно невидимые глазом моменты духовной агрессии на внутреннего человека. Этот уровень глубже и сложнее. И здесь я просто не буду оценивать работу автора - на это есть великолепные специалисты по аскетике. Мне же это делать не с руки и не прилично. Хотя все в целом принимаю как должное, и протестов внутренних у меня нет. Все ценно и важно. Мои "протесты" все-таки больше редакторского плана. Вам же дерзну порекомендовать, если интересуетесь столь тонкими вопросами, почитать труд Аввы Евагрия Понтийского "О помыслах", изданный в переводе А.И.Сидорова в книге "У истоков культуры святости". Если прочтете, сами заполните пустоты в нашем с Вами диалоге и компенсируете мои неисправности. С уважением - Е.Д.
|