Обзор девятнадцатого номера журнала "Благодатный Огонь"
- Екатерина Домбровская
05.10.2009 14:35
Знаете, уважаемый Николай, Вы меня просили высказаться по БО - я высказалась. Потом просили уточнить - я уточнила. А теперь Ваша очередь предложить нечто конструктивное - СВОЮ трактовку событий, КОЛЬ МОИ НАСКОРО СДЕЛАННЫЕ ОБЪЯСНЕНИЯ Вас не устраивают. А между тем - наскоро такие вещи не делаются. Тут довольно тонкие психологические и пропагандистские мотивировки (ну, не сверхтонкие, не нанотехнологии конечно), и в двух словах - не отделаться вообще. Нужно разбираться. Вы же не корректно ставите вопрос: "Так у нас дурак - Протодьякон, или весь православный народ?", - так, дорогой Николай, наперво мы с Вами дураками окажемся. И вот почему… 1.Народ не дурак - он доверчив всегда был, весьма наивен, НЕ ДОУЧЕН и НЕДОВОСПИТАН глубоким церковным воспитанием в последние 20 лет. Немало было дано церковному среднему ядру - но недостаточно. Это даже наши дискуссии на форуме являют. Словно учили человека, учили, и на полдороге бросили. Морочить голову ТАКОМУ народу (НЕ ДУРАКУ!!!) проще пареной репы. Один исполняет роль доброго святого барина-защитника и печальника, а другой – держиморды, нахала и хулигана. Дальше на наших глазах разыгрывается пьеса. Даже на таких качелях (образ Семенко) качаясь непрерывно, простому человеку недолго потерять ориентацию. Не все же такие аналитики, как авторы РЛ или БО. Есть инстинкт послушания у церковного народа - послушания иерархии, инстинкт почитания сана - это уже в прошлые годы сформировано... И именно на этой базе разрушители и святотатцы и начали раздробление ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ – самого важного - ЦЕННОСТНОЙ ИЕРАРХИИ В СОЗНАНИИ ЛЮДЕЙ. Эдакая теория относительности, внедренная в духовную практику (не хочу рассуждать о постмодернизме - не моя стихия, да и не хочется целенаправленный умственный бандитизм подводить под все же приличную философскую терминологию). 2. Вы меня спрашивали изначально о Патерике. Я сказала, что надо бы делать, мониторинг высказываний и действий ... Но меня лично уже перепалки и драчки с ними на уровне фролеров вовсе не занимают. Становиться с ними на одну доску - это клевать их наживку. Наше дело другое: все это системно осмыслить, зафиксировать, дать ВСЕМУ названия в раках догматического и нравственного богословия Православной Церкви. Довести до сведения церковного народа и, по возможности, до архиерейского корпуса, которому не всегда досуг заниматься систематизациями. 3.Надо и людей с любовью поправлять (не окриками, унижениями и издевками, как это демонстрирует по вся дни форум), когда они показывают неспособность по тем или иным причинам выработать правильное отношение к происходящему (ведь постсоветский церковный человек еще в массе своей очень слабый богослов - на уровне нравственного инстинкта и весьма падок, увы, на всевозможные духовные суррогаты). Жизнь показывает, что даже самые, казалось бы, крепко нравственно в Боге стоящие – и те то и дело спотыкаются. Оказались мы не готовы к таким пертурбациям на церковном горизонте. Нужна срочная ДУХОВНАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ ВСЕХ НАЛИЧНЫХ ДУХОВНЫХ СИЛ. Хочется думать, что еще не война. Но на духовном поприще уже костер полыхает. А значит, на войне, как на войне. 4.Один из примеров откровения иных пастырей по ходу дискуссии о власовщине... В то же время есть люди, которые склонны как-то смягчать отношение к прогитлеровским высказываниям игумена Сергия (Рыбко). Думается, они просто не до конца отдают себе отчет в том, что стоит за его словами. Что он говорит? Он говорит, что Родина – по сравнению с Церковью – ничто. Вот его фундаментальный тезис. Тем более Родина, зараженная атеизмом, коммунизмом, сталинизмом и т.д. – то есть «плохая» Родина. А потому ее вполне можно сменить на хорошую. Его критикуют за эти суждения – доказывают его предательскую психологию, безнравственность в его отношении к Родине, к чувству долга перед ней и т.п. Но просто эмоционально-этическая критика уже для современных людей (многих, увы,) недостаточна и слаба. Нужно придать этой критике фундамент из учения церковного, из Св. Писания… Отправляя этот пост, я посылаю вслед за ним продолжение и окончание. – пункт 5.
|