Открытое письмо ученого Президенту России Дмитрию Медведеву
- Олег Волков
04.10.2009 15:41
Все эти удобства и услуги не столько способствуют доброделанию, сколько делают его необременительным, формальным, не требующим напряжения душевных сил. В результате и духовные плоды этих дел мельчают. Разве, например, можно сравнить крестный ход к святому источнику с поездкой к нему в комфортабельном авто. Простой пример. Раньше, чтобы уважить дорогого гостя, хозяйка жарила-парила, накрывала на стол, доставала из погребов свои соления и варения. Потом стало модно порадовать гостя каким-нибудь дефицитным деликатессом. Теперь можно просто сбегать в супермаркет и за пол часа набить багажник всем необходимым. Так ведь нет, дома уже не сидят, а идут в ресторанчик и едят за наличные, да и то - каждый платит сам за себя. Вот вам и общение с друзьями: ни капли внимания, душевного тепла. Или пример из истории. Второй Ватиканский Собор тоже ради удобства прихожан, ценящих время в напряженном жизненном ритме, провел богослужебную реформу и сократил продолжительность мессы. Каков результат? - количество прихожан резко сократилось: церковная служба в глазах прихожан потеряла свой мистический смысл, превратилась в спектакль, на который даже малое время тратить уже не хотелось. На тему бездушности, а следовательно и пагубности всех услуг, являющихся товаром в либеральном обществе, хорошо написано в книге А.С. Панарина "Православная цивилизация в глобальном мире". Поскольку я не уверен, что у Вас есть возможность ее прочесть, приведу несколько цитат: "... статус вещей и статус социальных связей тесно связаны. Анонимная вещь торгового (экономического) обмена создает только поверхностные и мгновенные связи между людми. Уникально-индивидуальная вещь как объект дарения содает нерасторжимые связи братства, благородности, умиления, восхищения и других сильных чувств, расплавляющих стену отчуждения". "Столь же точно вписывающимися в архетип дара и дарения выступают все виды активности, относящиеся к формированию "человеческого капитала". Брак, семья, воспитание детей, вдохновение мэтров, обращенное к учащейся молодежи, отношения мужчин и женщин, отношения к престарелым, инвестиции в будущие поколения - все это получает печать откровенной и пагубной профанации, как только утрачивает хоть какую-то соотнесенность с парадигмой дарения и отдаривания..." "Современное меновое общество, отбивающее у людей охоту и способность к дарению, с "либеральной" агрессивностью выкорчевывающее саму установку дарения в качестве признака "чужого менталитета", рискует растратой самого главного: готовности людей дарить плоды своего усердия, таланта, вдохновения миру, способному отдаривать".
|