Обзор девятнадцатого номера журнала "Благодатный Огонь"
- Екатерина Домбровская
01.10.2009 12:54
Да, кто возражает, ПУБЛИЦИСТИКА архиеп. Никона заслуживает уважения, внимания и даже весьма актуальна, особенно, когда архиерей к месту приводит высказывания ДРУГИХ отцов и великих молитвенников Церкви (что Вы уже во второй раз убедительно демонстрируете, не отдавая себе отчет в том, что оказываете медвежью услугу популяризируемому Вами автору). Да. Актуален по теме и подходу и безспорен приведенный отрывок. Но хочется повторить цитированного в данном тексте свт. Иоанна Златоуста, слово которого не только по сектантству палит из "катюш", но и по всей нынешней практике ложномиссионерства: "Пусть отделяется хоть тысячу раз, и пусть пристает к другим; я говорю не о согрешивших только, но хотя бы кто и вовсе был безгрешен, -- если хочет отложиться, пусть отложится. Хотя я печалюсь, -- спешит прибавить святитель, -- и страдаю, огорчаюсь и мучусь внутренне, лишаясь в таком как бы собственного члена, но огорчаюсь не так, чтобы спасение всего этого могло принудить меня сделать что-либо недолжное". У Златоуста ВСЕ сказано. А в основном тексте – одни сетования и эмоции и констатации печальных фактов, без какой-либо попытки вскрыть корни того катастрофического церковного состояния, которое и привело к краху нашу Империю, а не вши-большевики, расплодившиеся на теле народном. Вам такого богословия достаточно, как пища духа? Тогда сочувствую Вам. Тексты архиеп. Никона дальше добротной церковной публицистики, как правило, не идут, потому тут и бесконечные компиляции и цитирование действительно духоносных учителей Церкви, которые и решают все дело. Как передавал свт. Николай Сербский высказывание одного крестьянина: "Отчего один скажет - Бог, - и нима ништо. А другой скажет - Бог - и огонь запалися?!" Так что вы тут хоть весь толстенный том дневников перепишите, огонь не запалится. И нам в наше горькое время они мало чем помогут. И только поэтому я позволяю себе вклиниться в разговор. Ведь соблазнять людей можно по-разному. Иногда даже и по видимости хорошим и добротным. Но просто хорошее и НЕ ВРЕДНОЕ лекарство не заменит умирающему то лекарство, которое ему единственно необходимо. Ну и что дает нам сей текст? Что, мол, вот уже и тогда это «уже было»? И не сплЫло, потому мы до сих пор не до конца осознали, что же это все-таки было?! Что наша Церковь чуть ли не два века была заражена духом рационализма и разнообразными видами дурномистических, ложных догматически и еретических учений, пришедших через Киев (и прямо-таки сознательно вывезенных в Москву и Питер в лице католических наставников и преподавателей) от больного и уже тогда загнивавшего католицизма. Возьмите в руки учебники, по которым учились русские священники2 века… То, что тем не менее Россия дала столь высокие - недосягаемой высоты! - примеры святости в XIX веке, это не благодаря тому засилью, а вопреки! Достаточно рассмотреть в качестве примера учение о спасении, изложенное почти во всех тогдашних учебниках (да вплоть и до наших дней!) – католическая калька! Отсюда и вышло «нравственное» головное богословие и крестоборчество митрополита Антония Храповицкого и «нравственные теории» архиеп. Никона, которыми они по-своему пытались подвинуть «юридическую теорию». А «подвинуть» и очистить воздух русский церковный могла только истинная молитвенная жизнь Церкви, духовная практика, рождающая ИСТИННОЕ БОГОСЛОВИЕ. Вот они эту практику-то и НЕ ПРИЗНАВАЛИ, потому что сами ее не понимали, а потому и ополчались на нее. Настолько, что можно было в то время и запросто «скушать» и митрополита московского Макария Невского. Разобраться в том времени и в той духовной расстановке сил – очень важно. И не только высоким церковным научно-богословским кругам. В определенном смысле – это дело каждого православного христианина. Иначе вновь будем повторять ошибки. Так что нам туда ОБРАТНО возвращаться не следует. Не надо вытаскивать на свет пронафталиненные одежды, с какими бы добрыми намерениями их во время оно не шили. А вот великие святители и НОСИТЕЛИ ДУХА, - святые отцы и учители Церкви, великие наши молитвенники – и не только наши, но и сербские, греческие, помогут нам непременно. Именно ДУХ и явления ДУХА могут только сегодня противостоять разрушающемуся (и разрушаемому) миру. А не «моралите на стадионах», не подмена ДУХОВНОГО СЛОВА немощным рационалистическим богословием, рожденным, из, быть может, неплохой и светлой намерениями, но не духоносной головы и доброго, но все-таки душевного сердца. Там все вроде бы и честно и праведно, но--- без ОГНЯ.
|