Обзор девятнадцатого номера журнала "Благодатный Огонь"
- Екатерина Домбровская
28.09.2009 15:15
Несомненно, Володя, Вы правы... И я бы не встряла, безусловно относясь с огромным почтением к великому труженику Церкви архиеп. Никону. Но... Знаете, я как бык на красную тряпку реагирую, когда слышу и вижу в нас самих проявления корпоративной морали, ограничительные шоры, боязнь правды... Она, окаянная (корпоративная мораль), всегда норовит закрыть собою Христову Истину. Которой, я считаю, нельзя бояться: ни в случае с приснопоминаемым ариеп.Никоном, ни в случае с Боголюбским монастырем, ни в каких других случаях. Истина Христова всегда нас "вывезет", при условии чистоты наших намерений и присутствии в сердце живой добродетели любви и сострадания к людям. Это я к тому, что для христианства в общем-то нет запретных тем. Христианской любви и чистоте все открыто. А вот любители покликушествовать - не тронь то, не тронь это (Распутина, архиеп. Никона, имяславцев и т. д.) не дают нам даже глаза пошире раскрыть, и в этом размышлении возрастать духовно, преодолевая соблазны и трудом честным духовным завоевывая Истину. Приведу - возможно, не впервые, мое любимое высказывание о. Георгия Флоровского о К. Победоносцеве (тоже замечательная личность и из того же списка "неприкасаемых"): " В православной традиции он дорожил не тем, чем она действительно жива и сильна, не дерзновением подвига, но только ее привычными, обычными формами. Он был уверен, что вера крепка и крепится не рассуждением, а искуса мысли и рефлексии выдержать не сможет. Он дорожил исконным и коренным больше, чем истинным. Победоносцев верил в охранительную прочность патриархальных устоев, но не верил в СОЗИДАТЕЛЬНУЮ СИЛУ ХРИСТОВОЙ ИСТИНЫ И ПРАВДЫ... Охранительное бездействие казалось ему надежнее даже подвига" (Пути русского богословия").
|