Смысл и бессмысленность предстоящих выборов
- Дмитрий Игнатов
27.09.2007 13:19
Со многим согласен в данной статье. Предложу вниманию и мою небольшую заметку когда-то опубликованную на одном сайте, так как раз о выборах:
Разумеется, пропорциональная система представительства - наиболее прогрессивная из избирательных систем. В теории, она обеспечивает представительство инетерсов ВСЕГО политически активного общества при условии отсутствия 5-, 7-, 10-процентных и иных барьеров. Согласно ныне действующему избирательному законодательству, Государственная Дума и парламенты субъектов федерации могут принимать решения большинством голосов своих депутатов. Но при наличии процентных барьеров законодательный орган выражает политические позиции не всех голосовавших избирателей, а только их, хоть и большей, но части. Проще говоря, если в парламент "попали" партии, за которых в совокупности проголосовало, например, 60% голосовавших граждан, то парламентское простое большинство представляет интересы 30% этих граждан. Россия - не единственная страна, где есть процентное ограничения для прохождения партий в законодательный орган. В разных странах такие нормы исходя из разных же предпосылок, анализировать которые было бы долго и непросто. Однако, есть практика и отсутствия подобного рода ограничений. В условиях нашей страны, когда партийное строительство еще находится на стадии развития, необходимо обеспечение политической конкуренции для партий, предоставление им возможности участвовать в парламентской работе, отчитываться в этом перед избирателями и т.д. Возьму на себя смелость изложить некоторые идеи.
Итак:
1. Необходимо отменить любые процентные барьеры для прохождения партий в законодательный орган. Сколь малым не было бы число граждан, голосовавших за ту или иную партию, эти граждане все равно имеют право на защиту своих политических интересов. 2. Одно место в парламенте резервируется для партий набравших настолько малое количество голосов, которого недостадочно для получения хотя бы одного мандата. Это место должен занять депутат, который будет предствалять все эти партии. 3. В избирательных бюллетенях обязательно должна быть графа "Против всех". При распределении депутатских мест должно быть определено количество мест, которые не будут заняты никем; их число должно быть пропорционально количеству голосов избирателей, поданных против всех партийных списков. Таким образом, если на выборах в Государственную Думу подано 10% голосов против всех, то среди кандитатов от партий распределяются не 450, а 405 мест, т.е. 90%. Однако, количество распределяемых между партиями мест не должно составлять менее четырех пятых от конституционного количества мест. Если даже голосов против всех будет более 20%, 360 мест должны быть распределены между партиями. В этом случае срок полномочий Госдумы данного созыва сокращается до одного года - времени, вполне достаточного для того, чтобы политические партии восстановили свою репутацию среди избирателей. Если, таким образом, заняты не все места, то большинство голосов, необходимых для принятия решения (простое большинство, три пятых, две третьи и проч.) определяется исходя из конституционного количества мест. 4. Депутат, представляющий интересы партий, не располагающих достаточным количеством поданных за них голосов избирателей для получения одного места, голосует в парламенте не по своему усмотрению, а на основании решения специальной комиссии, действующей при парламенте. В эту комиссию включаются представители от каждой из таких партий.
Я отдаю себе отчет в том, что предлагать сейчас проведение подобного рода мер весьма наивно, но данная схема позволила бы обеспечить максимально возможное соблюдение политических интересов избирателей. К сожалению, нынешние политические реалии не позволяют повсеместно использовать пропорциональную систему на муниципальных выборах. В большинстве населенных пунктов, за исключением крупных административных центров, просто-напросто не найдется достаточного количество партийцев, чтобы выдвинуть списки кандидатов. Поэтому придется пока удовольствоваться мажоритарной системой, которая в подавляющем большинстве случаев не обеспечивает представительства интересов даже простого большинства избирателей.
В дополнение могу сказать, что крайне желательна отмена запрета создания партий по национальному и религиозному признаку, т.к. представители отдельных народов и религиозных групп могут иметь собственные правовые интересы. Второе - мажоритарная система на местных выборах вполне может обеспечить права большинства, если есть простая система отзыва депутата.
|