Про "Энциклопедию русской души" В.Ерофеева, про русский язык и русскую мысль
- профессор Тажуризина
26.09.2009 12:06
З. А. Тажуризина, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, д-р философских наук
Не тот «камень»
10 сентября сего года в газете «Советская Россия» было опубликовано письмо профессоров, преподавателей и выпускников Московского университета, осуждающее сочинение Вик. Ерофеева «Энциклопедия русской души». Хочу сказать, что полностью разделяю позицию своих коллег. Поскольку я тоже имею отношение к воспитанию молодежи (более 40 лет преподаю в МГУ), вынуждена была прочитать эту «энциклопедию», которую в целом могу оценить как пошлое, примитивное, претенциозное до смешного сочинение не совсем психически здорового человека, обуреваемого патологическим человеконенавистничеством и патологической же жаждой славы.
Скажут: каждый, в том числе Ерофеев, имеет право любым способом заявить о своём понимании жизни. Но каждый имеет право и реагировать на это понимание, если оно благодаря Интернету стало достоянием широчайшего круга людей, в том числе подрастающего поколения. Моя реакция по прочтении этого опуса такова: нынешняя «демократия», детище разгулявшейся на российских просторах компрадорской буржуазии, провоцирует и поощряет вседозволенность, попрание элементарных нравственных норм, унижение достоинства не только отдельного человека, но и народов России. В.Ерофеев – порождение и апология этой «демократии».
В книге Ерофеева отразилось самое отвратительное, что есть в нынешней жизни; неприкрытый цинизм, жестокость, бездуховность, эгоизм, разврат, преступность… Писатель смакует самые низменные стороны жизни, с наслаждением описывая изощренные пытки, насилие, убийства, не будучи, впрочем, оригинальным, – нечто подобное имело место в кощунственном сочинении французского писателя 19 в. Лотреамона (И. Дюкаса) «Песни Мальдорора», а болезненное любопытство к низменным сторонам человеческой жизни характерно для некоторых философов-постмодернистов.
Но, думаю, ни один человек в мире, будучи даже самым ярым ненавистником России и русского народа, не вылил столько сконцентрированной и одновременно размазанной грязи на нашу страну в ее прошлом и настоящем и на наш народ. Неприятно и вряд ли необходимо цитировать все эти пакости (собственно, из таких цитат состоит вся книга), но, чтобы не быть голословной, приведу лишь некоторые из черт, которые приписывает сочинитель русскому, а по существу, российским народам: глубокая безнравственность, лень, зависть, лживость, способность делать гадости, радость чужому горю, бестолковость, попрошайничество, взяточничество, никчемность, неспособность к труду, азиатчина, опустошенность, апатия… «русская культура - пятизвездочный морг», «русские – позорная нация», «тетрадка стереотипов» . Русский народ – это «жалкая масса», которая «тащит Россию на дно», «низы безответственны, противны»...
Эта гипертрофированная русофобия, вероятно, обусловлена не только страстным стремлением автора проявить себя в качестве непревзойденного первопроходца, но и его поверхностностью, незнанием литературы по теме. Вряд ли осмелился бы Ерофеев так «молотить» русских, если бы предварительно прочитал работу русского религиозного философа Н.О.Лосского «Характер русского народа» (1957; переиздана Политиздатом в 1991 г.), с которым можно соглашаться или не соглашаться, но никак нельзя упрекнуть в неуважении к собственному народу. Основные свойства русского народа, по Лосскому, - религиозность, способность к высшим формам опыта, свободолюбие, народолюбие (народничество), доброта, даровитость; не закрывает глаза философ и на нигилизм, хулиганство. Но даже в нигилизме Лосский усматривает «оборотную сторону добрых качеств русского народа» - «стремление искоренять зло в общественной жизни». Вероятно, прочитай Ерофеев эту «энциклопедию русской души», устыдился бы и своего столь разухабистого, бесстыдного стиля изложения. Впрочем, это, кажется, невозможно.
Ныне власть решила бороться с фальсификациями в области истории, поставив во главе кампании по борьбе Н.Сванидзе. Однако, сомнительно, чтобы г-н Сванидзе и его подчиненные обратили внимание на подлейшую фальсификацию, совершенную Ерофеевым. Тем более, если это относится, в частности, и к В.И.Ленину. А между тем, и здесь Ерофеев лжёт: «Ильич знал, что делать. Необходим заговор против населения. В России всё надо переделывать конспиративно. Только насилие способно привести страну в чувство. С населением не считаться. Если убить половину (не жалко – народа много), вторая будет сговорчивее. Потому что население не сознательное». Лжёт и потому, что работ Ленина не читал, но нахватался измышлений недобросовестных «перестроечных» журналистов. Между тем, Ленин, будучи интернационалистом, глубоко уважал трудящихся любой нации - основу основ народа. Он ценил творческий потенциал, мужество, стойкость, трудолюбие, самостоятельность трудящихся. Ленин считал их способными сплотиться для того, чтобы восстать против угнетателей. В этом смысле он гордился и русским народом.
В статье «О национальной гордости великороссов» (1914) Ленин писал: «Чуждо ли нам, великорусским сознательным пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно, нет. Мы любим свой язык и свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы её трудящиеся массы (т.е., 9/10 её населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов. Нам больнее всего видеть и чувствовать, каким насилиям, гнету и издевательствам подвергают нашу прекрасную родину царские палачи, дворяне и капиталисты. Мы гордимся тем, что эти насилия вызывали отпор из нашей среды, из среды великорусов, что эта среда выдвинула Радищева, декабристов, революционеров-разночинцев 70-х годов, что великорусский рабочий класс создал в 1905 году могучую революционную партию масс, что великорусский мужик начал в то же время становиться демократом, начал свергать попа и помещика. …Мы полны чувства национальной гордости, ибо великорусская нация тоже создала революционный класс, тоже доказала, что она способна дать человечеству великие образцы борьбы за свободу и социализм…» . Этой пространной цитаты достаточно для того, чтобы уразуметь всю разницу между коммунистом Лениным и либералом Ерофеевым.
В сочинении Ерофеева нет ни одного персонажа, который бы опроверг или хотя бы подверг сомнению омерзительное его содержание, нет и осуждающего слова автора, — выходит, что в книге выражены взгляды на Россию и русских самого «специалиста» по «русской душе» . Правда, в самом конце книги Ерофеев пытается намекнуть нам, что не всё еще кончено, что Россию еще можно спасти благодаря главным героям – автору и его спутнику Серому, олицетворяющему описанную Ерофеевым «душу» всех русских. Эти герои на смену уходящим религиям создадут новую религию; символом ее станет установленный ими на Воробьевых горах «первый камень неведомому Богу». «Новая метафизическая активность России вошла в нас, взбурлила и обогнала другие народы. Россия снова взяла планетарное место первенца». Увы, с народом, изображенным в сочинении, автор не построит новую Россию. И «Христос» религии «неведомого Бога» не скажет ему, как некогда в Новом Завете Иисус Христос апостолу Петру: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою» (Мф.,16:18), хотя автору явно хотелось, чтобы читатель уловил аналогию. Но – не тот «камень».
Могу ли я сказать, что сочинение Ерофеева оскорбляет мое человеческое достоинство? Нет, я этого не ощущаю. Слишком низок в душевном и нравственном планах сочинитель, слишком убого его густо приправленное банальным матом произведение. Но с горечью осознаю, что экстравагантность «энциклопедии», ее вызывающе агрессивный характер может подействовать на неокрепшую душу подростков, оказать на них тлетворное влияние, а тем самым способствовать духовному ослаблению нашего народа.
Оказалось, что сочинение В.Ерофеева издано уже давно, лет десять назад. Почему же никто из интеллигенции, окружающей Ерофеева хотя бы на заседаниях «Апокрифа», не подсказал писателю, что его позиция, последовательно проводимая в книге, безнравственна? Не читали сочинение? Не хотели ссориться с автором? Разделяют его взгляды? К сожалению, педагогам – не специалистам в области литературоведения – трудно уследить за литературными новинками, тем более, за книгами третьестепенных, хотя и обласканных телевидением писателей. Поэтому надо быть признательным профессорам, преподавателям и выпускникам МГУ им. М.В.Ломоносова, обратившим, пусть поздно, внимание на сочинение Ерофеева и на недопустимость распространения подобных вещей.
|