Русский национальный характер

  • Прихожанка     25.09.2009 17:27

    "И эта методология (устранения цели) именно атеистична, а не нейтральна"

    Позволю себе вмешаться в вашу дискуссию об атеистичности науки. Коль скоро тема дискуссии обусловлена Ильинскими чтениями, то как раз Ивана Александровича Ильина и хотелось бы вспомнить в связи с этой темой.
    И.А.Ильин, рассуждая о соотношении знания и веры, говорит, в частности:
    "В наши дни есть предрассудок, согласно которому "знание" есть нечто достоверное, а верить можно лишь в то, что не обосновывается, не доказуется и потому не имеет в себе ничего достоверного. С этой точки зрения многие наши современники говорят с пафосом о мысли, знании, науке, и с презрением, или, в крайнем случае, со снисхождением,- о вере и верующих людях. В этом предрассудке, при последовательном и волевом отношении к нему, уже заложено гонение на христианство. За этим предрассудком скрывается целое гнездо недоразумений и ошибок.
    С одной стороны, это воззрение безмерно переоценивает мысль и знание и придает так называемым "доказательствам" преувеличенное значение, ибо на самом деле многое, что люди относят к "мыслимому" и "знаемому", остается необоснованным и недоказанным. С другой стороны, в области веры имеется своя особая достоверность и свои полноценные основания; не замечать их или отвертываться от них можно только по недостатку духовного опыта...
    Вся картина мироздания, как ее очерчивает наука, покоится на очень спорных и часто неясных гипотезах, которые иногда отчасти "подтверждаются" новыми наблюдениями, а иногда опровергаются. Чем дальше человек стоит от научной лаборатории, тем больше он склонен преувеличивать достоверность научных предположений и объяснений.
    Полуобразованные люди слишком часто "ВЕРЯТ" в науку так, как если бы ей все было доступно и ясно. И только настоящие ученые знают границы своего знания и понимают, что ИСТИНА есть их трудное задание и далекая цель, а совсем не легкая и ежедневная добыча.
    Настоящий ученый прекрасно понимает, что "научная" картина мироздания все время меняется, все усложняясь, углубляясь и никогда не давая полной ясности и единства. Здесь проходит грань между ученым и полуобразованным.
    Настоящий ученый знает, доколе простирается его знание, и потому он духовно скромен. Вот почему он не верит в отвлеченные схемы и мертвые формулы и хранит в себе живое ощущение глубокого, таинственного и священного. Этим и объясняется то обстоятельство, что среди настоящих и великих ученых многие питали и питают живую веру в Бога: их взор не ослеплялся тем, что уже познано и добыто, но оставался прикованным к тайнам мироздания и к скрытым в них богатствам, а созерцание этих тайн пробуждало в них тот внутренний, духовный опыт, от которого родится религиозное настроение и "верующая" вера. Так, истинная ученость не уводит от Бога, а ведет к Нему".
    И далее И.А.Ильин приводит обширный список великих ученых и естествоиспытателей с их цитатами о вере. Меня, если честно, больше всего потряс Ч.Дарвин, которого нам всегда приводили чуть ли не как основателя научного атеизма. Так вот Дарвин, оказывается, сказал: "В состояниях самого крайнего колебания я никогда не был атеистом в том смысле, чтобы я отрицал существование Бога".
    Ильин также приводит высказывание Ф.М.Достоевского: "Полунаука - это деспот, каких еще не приходило до сих пор никогда. Деспот, имеющий своих жрецов и рабов, деспот, перед которым все преклонились... с суеверием, до сих пор немыслимым".

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика