О церковнославянском языке
- Екатерина Домбровская
19.09.2009 10:21
"Церковнославянский язык людям непонятен? Раз есть такая проблема, то и решать ее нужно естественным путем. Ввести церковнославянский язык в школьную программу... Открыть языковые курсы..." Никак не спорю с автором этого отзыва. Все, что делается или может делаться для изучения Церковнославянского языка – не может принести вреда. Только хочу подчеркнуть простую вещь, которая как-то выпадает из хода рассуждений как противников, так и защитников Церковнославянского: этот язык родился как язык Церкви, язык дома Божия на земле, следовательно, постижение этого языка - а на слове «постижение», а не «изучение» я настаиваю (оттенки этих РАЗНЫХ слов ведь не могут быть не понятны!), - должно главным образом совершаться в самой Церкви в неразрывной связи с постижением, углублением и одухотворением самой церковной жизни человека. В этом случае познание языка совершается незаметно, как бы само собой. Он начинает входить в плоть и кровь, в сознание, в дух человека, преображая его. Но это совершается только в том случае, если в Церкви человек проходит ПОДЛИННО ДУХОВНЫЙ ПУТЬ. Это зависит от того, КАК он молится, КАК "читает деланием" Святое Евангелие и святых отцов, как ведет человека, как общается с ним, какие духовные задачи ставит перед ним его духовник, ну, и конечно, насколько самоотверженно подвизается сам человек. Церковнославянский язык рожден в Духе Святом как ЯЗЫК СПАСЕНИЯ человека - язык его духовного преображения, перерождения ветхого человека и рождения нового в Духе для Вечности. И если сама церковная жизнь, повседневные духовные "будни" прихожанина не будут находиться в соответствии с высочайшим уровнем этих духовных задач, то никакие учебники, курсы и практикумы тут не помогут. Он изучается, так же как и Евангелие и святые отцы - исключительно собственным духовным деланием. А это-то сегодня, увы, и приходит в упадок вместе с упадком подлинного пастырства. Так что и судьба церковнославянского (а, значит, и русского!!!) языка – как духовная судьба человека - целиком в руках у пастырей. В тех руках, в которых сегодня сосредоточены почти все земные ключи спасения людей во Христе. И потому именно пастырство сегодня под самым серьезным ударом – начиная с внутреннего устроения духовных школ, кончая перерождением и разрушением духовной природы пастырства (явленной Христом) в современном дурном псевдо миссионерстве.
|