Ради мира церковного
- Анатолий Степанов
12.09.2009 23:22
Дорогой Федор Федорович,
я помню тот наш обмен мнениями. Я не считаю дискуссию бесплодной. Более того, она была и остается неизбежной, поскольку слишком важные и серьезные выводы из нее следуют. Определяться по Власову русским придется. Просто после совершенно неожиданного для меня обращения Синода полемика приобрела опасный характер. И я думаю, правильно ее сейчас заморозить. Это не требование, я же не выдвигаю никому никаких условий: мол, если, то... Нет, я просто считаю, что само по себе замораживание - мера паллиативная, результат, надеюсь, временно будет, но решения проблемы не будет. Обращение Синода создает проблемы для самой РПЦЗ в России (боюсь, что авторитет архиереев РПЦЗ в России после этого сильно упадет), для отношений Церкви и государства, поскольку реабилитация Власова и власовства - это заявка на геополитический передел мира не в интересах России, за этим стоят силы, враждебные России, и РПЦЗ своим заявлением толкает Церковь в лагерь врагов России.
Что касается самого отца Георгия, то в России прекрасно понимают, что он - типичный образец либерала и неообновленца, а потому защита его Синодом РПЦЗ вызывает недоумение по меньшей мере, свидетельствует, что зарубежники ничего не понимают, что происходит в духовной жизни в России.
Что касается позиции РПЦЗ по Власову. Я прекрасно понимаю, что дети власовцев в РПЦЗ весьма влиятельны, что они пытаются обелить и оправдать своих родителей, все это по человечески понятно. Но для этого есть много способов. Зачем же лепить из власовцев патриотов, сражавшихся за Родину, намеревавшихся потом, захватив власть, повернуть оружие против Гитлера?! Это в лучшем случае их субъективный взгляд, ничего общего не имевший с реальностью. Если бы Архиерейский Синод выступил с заявлением, что миллионы людей, оказавшиеся в плену, или ненавидевшие режим за то, что были репрессированы или раскулачены их родители и родственники, сделали ошибочный выбор, взяв оружие, стали союниками фашистских оккупантов. Мы не должны их осуждать, поскольку они оказались в сложных условиях. Другие, казаки, ошибочно посчитали, что нашествие Гитлера на Россию - это продолжение гражданской войны, поддержали Гитлера. Они жестоко ошиблись, поскольку это была война Отечественная, война с внешним врагом. За свою ошибку они заплатили жизнями, мы не должны их судить. Я бы подписался под таким заявлением. Власовство - это трагическая страница нашей истории. Но Власов - не герой, он в лучшем случае, человек, совершивший по трусосоти трагическую ошибку. Вот такую позицию я готов поддержать, такую позицию считаю основательной.
Не разделяю Вашего оптимизма, что в обеих сторон исключительно люди любящие Россию. Думаю, что все сложней: есть сознательные враги, провоцирующие дискуссию, есть люди любящие не реальную Россию, а вымышленную (как в позапрошлом веке народники, а потом и большевики любили теоретического русского мужика, а реального возненавидели и уничтожали), использующие неосведомленность, наивность, зашоренность людей искренних.
|