Господину Гинзбургу и его единомышленникам
- один_читатель
19.09.2007 16:25
Мне кажется, проблема веры и знания все же сложнее.
1-е осложнение. Пытаться основать (или подкреплять) свою веру на достижениях науки может быть опасно, поскольку научное знание развивается неравномерно и может иногда приходить к опровержению ранее выдвинутых гипотез. Такая вера может пошатнуться (так часто и происходило) при обнаружении новых фактов. К примеру, космос в целом или, скажем, галактика не может считаться замкнутой системой. Наверное, едва ли не единственное утверждение, которое мы можем сделать, это то, что можно научно показать, что мир целесообразен.
2-е осложнение. В конечном счете, нет и не может быть никаких противоречий между объективными фактами и строго научным их объяснением, с одной стороны, и веры, с другой. Глубинная причина - в том, что сотворенный мир зиждется на вере: я верю в то, что, сделав следующий шаг, не упаду; я верю в то, что объективная истина существует (научный метод) и пр. Вторая причина - это то, что научный метод без добавления философского осмысления результатов есть всего лишь внутренне непротиворечивый аппарат изучения реальности той части тварного мира, которая доступна нашим органам чувств и рассудку (заметил, померил, повторил эксперимент, сделал выводы). Однако, сегодня мы пожинаем плоды позитивизма в науке, привнесенного (если не ошибаюсь) в эпоху Возрождения: научный метод силится занять место, ему неподобающее. Почему-то делается вывод, что нашему рассудку и органам чувств должен быть доступен весь сотворенный мир, если не больше, хотя это ниоткуда не следует. Поэтому я считаю, что дух принципиально недоступен научному анализу (там где дух, там свобода, а действие тварных законов - необходимость). То есть нельзя доказать научно бытие духовной реальности, принципиально недоступное научному методу (и в этом - воля Творца, так как он не хочет никого принуждать к вере). В то время как между верой и научным методом противоречий, таким образом, нет, между верой и позитивизмом сегодняшней науки - есть. Позитивизм требует, грубо говоря, "повторяемости эксперимента". Хотя надо сказать, наука уже начинает освобождаться от оков позитивизма.
3-е осложнение: проблема веры теснейшим образом связана с нравственностью и волей, поэтому, показав уравнение, человека нельзя заставить поверить в Бога. Если этот человек ИЩЕТ и хочет понять, тогда это же уравнение будет для него откровением и началом новой жизни. Один философ сказал: человек не хочет так, как думает, а думает так, как хочет.
|