Обзор девятнадцатого номера журнала "Благодатный Огонь"

  • right     11.09.2009 12:36

    Поскольку справедливые похвалы и благодарности издателям и авторам замечательного журнала "Благодатный Огонь" уже здесь прозвучали, хочу высказать и пару критических замечаний.
    Прежде всего, по самой солидной статье Н.Каверина "Миссионерский Патерик".
    Бороться против "неомиссионеров" как частного случая неообновленчества нужно и правильно. Но ведь они не сами, и читатель понимает, что они не сами. И хоть и понимает также, что автор не может назвать кукловодов этих кукол (даже если знает), но какое-то раздражение остается - как бы не все уровни проблемы затронуты. И в самой статье это умолчание прорывается. Скажем, говорится, что миссионерство - нарост на церковном теле и тут же, что это - системный кризис. Системный кризис - это масштабное понятие (не нарост), он несомненно имеет место, но миссионерство - только один из его симптомов. Вообщем, что называется, возникают смешанные чувства при прочтении таких отрывков.
    Потом, там говориться, что миссионеры не понимают, почему люди не идут в Церковь. Это верно, не понимают (не тот уровень развития, в том числе и духовного). Но мне кажется, мы сами себе не решаемся высказать одну причину, по которой " не идут". Даже если понимаем эту причину.
    Я вот что имею ввиду. Несмотря на тотальную промывку мозгов "новым мышлением" ("бери от жизни все") - народ внутренне не принял его (живя во многом по его законам). Ясно, что никто даже про себя не помышляет о протесте - кушать самим и детей кормить надо, а протест все равно бесполезен. Но человеку надо куда-то это вылить и есть канал - "эти попы", "думающие только о деньгах и идеологической власти". Надо ли говорить, что наши батюшки дали много поводов именно так и думать. Я могла бы привести множество ужасающих примеров, разумеется, я нигде их приводить не буду. Но результат налицо - среди моих коллег нет ни одного (!) воцерковленного православного, среди студентов - тоже. Хотя, конечно, на Пасху они куличи освятят и венчатся будут в Церкви. Так что с батюшек надо начинать, а не с рокеров. Однако даже здесь на форуме встретилось только пару таких мнений самих священников, зато во множестве плодятся пастыри, рассуждающие о "покаянии народа". Разница между жизненными установками интеллигенции (во многом воспитанной на бескорыстии "совковой" морали) и пастырями, вполне комфортно чувствующими себя в джунглях дикого рынка, настолько велика, что "покаяние"..вообщем есть адекватные сравнения, но приводить не буду.
    Вместо этого приведу один пример.
    У меня студент есть - то еще! Волосы в три цвета покрашены, болтает на занятиях непрерывно. Так однажды говорит при всех: "А напротив меня на улице поп живет, у него самая крутая тачка в районе". Я говорю: "Ну и что?" Он: "Ничего, я что? Я не против, пусть все хорошо живут. Но пусть он меня тогда не учит, как жить". Вот так-то. В нашем обществе очень развито чувство социальной справедливости (не надо только про "коммунизм", это законное для всех обществ чувство), и вина за его нарушение возлагается на Церковь. Разумеется, это чистой воды сублимация, но очень сильные настроения. Меня удивляет, что ни у одного автора я не встретила упоминания об этом. Конечно, это - абсолютно проигрышная тема, вмиг получишь обвинения в совковости, но получается, что каждый анализ упускает нечто существенное. Какой-то заговор молчания.
    Вот тут народ хочет видеть "сильную Церковь". А мне кажется сила Церкви - духовная, попытки копировать силу светских институтов обрекают Церковь на потерю авторитета. Как следствие - "не идут". А там хоть на гармошке играй, завлекая, хоть голых девиц катай. Так все серьезно, а сводят на "приемы работы с населением". Это и есть "совковость" - бороться с отдельными недостатками.
    Еще раз спасибо за журнал.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика