"Книга года" про алкогольное лобби
- Сергей_Н
09.09.2009 20:34
Читаем дальше "Книгу года" про алкогольное лобби...
Ценовая доступность алкоголя.
Сейчас на среднюю зарплату россиянина можно купить в разы больший объем алкоголя, чем в советские годы. Это стало результатом популистских решений руководства России начала 90-х годов. В 1992г. цены на водку были административно зафиксированы, в то время как цены на остальные продукты росли в режиме гиперинфляции. В 1998г акцизы на водку не были проиндексированы в соответствии с ростом уровня цен, что привело к ее резкому удешевлению. В обоих случаях эти популистские решения привели к росту смертности населения страны и миллионным человеческим потерям. По расчетам, основанным на российских данных, падение реальной цены и соответствующий рост доступности водки стали ключевыми факторами роста смертности в постсоветской России. Несмотря на то, что акцизы на крепкие алкогольные напитки выше, чем на напитки более слабые, крепкие напитки значительно дешевле для потребителя (см. рис. 2.1.1–2.1.2). При этом различия стоимости грамма этанола в разных напитках в России (см. рис.2.1.2) настолько велики, что созданы сильнейшие экономические стимулы для потребления именно самых опасных – крепких алкогольных напитков, в первую очередь – водки.
Круглосуточная доступность алкоголя.
В настоящее время в большинстве населенных пунктов России приобрести алкоголь можно в любое время суток, чего не наблюдается ни в одной цивилизованной стране.
В большинстве северных стран алкогольные напитки не продаются в нерабочее время, а также по воскресеньям и, кроме того, по субботам во второй половине дня.
Шаговая доступность алкоголя.
Количество торговых точек, продающих крепкие напитки, в расчете на 100тыс. человек в России в 7–10 раз выше, чем в странах Скандинавии. В Исландиии один магазин, торгующий напитками крепче 4,75%, приходится на 15,9 тыс. человек, в Финляндии - на 6,3 тыс., в Швеции и Норвегии – на 4,5 тыс. При этом на всю такую отнюдь не маленькую страну как Норвегия приходится всего 211 торговых точек, продающих крепкие алкогольные напитки. Для сравнения, на одно Подмосковье приходится более 15 тысяч таких точек, или одна точка на 400 человек. При этом доступность слабоалкогольных напитков в связи с широкой практикой продажи их в киосках в России и культурно близких странах вообще беспрецедентна. стр.33- 34
Очень интересная и познавательная Книга, оказывается. Просто увлекательнейший бестселлер. Рекомендую всем ознакомиться
|