Школа: инновации или традиции
- Калачева Валентна
18.09.2007 12:10
Термин "прагматизм" мною был употреблен в следующем контексте. Многие философские концепции ХХ века ориентированы на выявление практической значимости жизни и деятельности человека. Они в той или иной мере возрождают натуралистическую этическую парадигму. Одной из таких концепций является утилитаризм. Сам термин означает теорию, базирующуюся на принципе полезности, которую ввел в XIX веке английский ученый Дж. Ст. Милль . Именно воззрения англичан Н. Бентама и Дж. Ст. Милля явились отправной точкой для утилитаристов ХХ века. Воспитание, построенное на идейной платформе утилитаризма, имеет принцип полезности основой и критерием любого вида деятельности, в том числе, и нравственной. Личная выгода, корыстный расчет и эгоистические притязания имеют первоочередное значение. В ХХ веке в США утилитаризм получил своеобразное проявление на базе философии прагматизма. Основоположником прагматизма считается Ч. Пирс, а его наиболее выдающиеся последователи – У. Джемс и Д. Дьюи. Прагматизм выступил с лозунгом понять человека как активно формирующего реальность в соответствии со своими желаниями, целями и потребностями. Д. Дьюи считал, что человека необходимо воспитывать так, чтобы он своей деятельностью мог вносить порядок в царящий вокруг хаос, придавать миру завершенность и определенность. При этом человек должен уметь четко определять свою пользу, субъективные устремления и следовать им. Полезность, действенность, эффективность – таковы, по мнению прагматистов, главные регулятивные установки любой формы человеческой активности, в том числе, и моральной, так как они адекватно отражают ее «формулу»: желание – действие – успех. В своих рассуждениях я опиралась на таких авторов, как И. Зеленкова, Р. Медведев, А. Смирнов. Если употреблять слово "прагматизм" в том смысле, что указываете Вы ("опора на опыт, практику"), то хорошо бы, чтобы на сегодняшний день в школе появились такие прагматики, которые семь раз отмерят, а один отрежут, а не наоборот. Храни Вас Бог!
|