"Отца убили злые чехи..."
- Невярович В.
09.09.2009 09:10
БЕЛОЕ ДЕЛО Народ называет белым: Веру свою, Царя и Отечество. В. И. Даль Белая борьба нуждается в летописи, а не в идеализации; в верном самопознании, а не в создании легенды; в удостоверении, а не в искажении. И. А. Ильин Не отношу себя к "убеждённым белогвардейцам", тем не менее, к «Белому Делу» с кондачка да с грязными руками прикасаться негоже. Сама «Белая Идея» в России- священна, и началась она не в годы Гражданской войны, а много раньше. Один из идеологов Белого Дела, наш талантливый русский православный мыслитель Иван Александрович Ильин, осознававший Белую идею с религиозных позиций, писал: «Белое дело не нами началось, не нами и кончится… По глубокому смыслу своему Белая идея, выношенная и созревшая в духе русского православия, есть идея религиозная… Это идея борьбы с сатанинским началом в его личной и общественной форме… Белые обороняют дело Духа (Святого Духа — В. Н.) на земле» Белая Армия, при всех ее недостатках, касающихся прежде всего известных нравственных качеств ряда ее вождей, несущих на себе печать измены Царю (прямой или косвенной), шла под традиционными Русскими трехцветными штандартами, а не под знаменами с масонской символикой; на освобожденных от красных территориях старалась восстановить порушенные революцией государственные устои фактически старого образца: открывались храмы, учебные заведения, где преподавались уроки Закона Божьего, начинали функционировать гражданские учреждения, пострадавшим от произвола владельцам, по возможности, возвращалась отнятая большевиками частная собственность и т. д. Идеалы и причины, побудившие белых воинов взяться за оружие, доступными для простого народа словами лаконично и точно выразил в своем обращении к населению юга России и генерал Врангель: «Слушайте, русские люди, за что мы боремся: За поруганную веру и за оскорбленные ее святыни. За освобождение русского народа от ига коммунистов, бродяг и каторжников, вконец разоривших Святую Русь. За прекращение междоусобной брани. За то, чтобы крестьянин, приобретая в собственность обрабатываемую им землю, занялся бы мирным трудом. За то, чтобы истинная свобода и право царили на Руси. За то, чтобы русский народ сам выбрал себе Хозяина. Помогите мне, русские люди, спасти Родину. Генерал Врангель. Крым, 20 мая 1920 г.» Ему же принадлежат и следующие слова, раскрывающие сущность белой борьбы: «Что такое белая борьба? Белая борьба — это честное возмущение русского человека против наглого насилия над всем для него святым — Верой, Родиной, вековыми устоями государства, семьи. Белая борьба — это доказательство, что для сотни тысяч русских людей честь дороже жизни, смерть лучше рабства. Белая борьба — это обретение цели жизни для тех, кто потеряв Родину, семью, достояние, не утерял веры в Россию. Белая борьба — это восприятие десятков тысяч юношей — сынов будущей России в сознании долга перед Родиной. Белая борьба — это спасение Европы от красного ига, искупление предательства Брест-Литовска. Не вычеркнуть из русской истории темных страниц настоящей смуты. Не вычеркнуть и светлых — Белой борьбы. Генерал П. Н. Врангель»106. Как выразился генерал А. И. Деникин (к личности которого я , правда, особой симпатии не испытываю), «если бы в этот момент величайшего развала не нашлось людей, готовых пойти на смерть ради поруганной Родины, — это был бы не народ, а навоз, годный лишь для удобрения западного континента. К счастью, мы принадлежим хоть и к умученному, но великому русскому народу»
Существует ошибочное расхожее мнение о том, что якобы Русская Православная Церковь не поддержала Белое Воинство. С этим, конечно же, нельзя согласиться, ибо в рядах Добровольческой Армии были сотни (если не тысячи!) священников, делом доказавших, на чьей стороне была в годы Гражданской войны наша Православная Церковь. На стороне белых был и русский епископат во главе с митрополитом Антонием (Храповицким) — авторитетнейшим владыкой, имевшим в тот период свободу слова, не стесненную большевистской цензурой (чего не имел, в частности, Святейший Патриарх Тихон). В красных же войсках православных священников не было вообще, более того, священнослужители по всей России безжалостно истреблялись именно как «пособники белых». К примеру, в Воронеже местного архиерея Тихона (Никанорова) 9 января 1920 года, после прихода красных, повесили на Царских вратах Митрофановского собора, и в течение двух месяцев тело Владыки никому не дозволялось хоронить. Вместе с ним тогда было убито и замучено немалое количество лиц из числа священства и монашествующих. Еще до того страшного события, «в те дни, когда шли бои за обладание Воронежем, по приговору местной ЧК были расстреляны иеромонах и шесть монахов Митрофановского монастыря. Якобы за то, что служили молебен за победу белой армии. Народное предание сохранило свидетельство, что эти мученики были не расстреляны, а заживо сварены в кипящей смоле. Подобные изуверские приемы чекисты в то время использовали активно»… Достоверно известно, что Патриарх Тихон, несмотря на публичное увещевание обеих сторон, направленное против братоубийственной войны, тайно посылал икону Казанской Божией Матери и благословение адмиралу Колчаку, а до того благословлял возглавить борьбу с красными не запятнавшего свое имя предательством по отношению к Царю доблестного генерала Феодора Артуровича Келлера, подло убитого в спину петлюровцами в Киеве. Да и сам Государь Николай II, будучи в ссылке, благословлял русский народ на борьбу с большевизмом . А вот еще одно глубокомысленное высказывание из вышеупомянутой статьи Ивана Ильина «Белая идея»: «Пройдут определенные Свыше сроки, исчезнут коммунисты, революция уйдет в прошлое; а Белое дело, возродившееся в этой борьбе, не исчезнет: дух его сохранится и органически войдет в бытие и строительство Новой России» . То есть, по мнению философа, Белая идея и после крушения коммунистической утопии полностью не умрет, но в иной форме воплотится в будущем строительстве новой Руси... Так видел ход грядущих событий наш, несомненно, выдающийся мыслитель, один из идейных вдохновителей Белого сопротивления. И если понимать смысл Белого Дела именно так, как понимал его Ильин, то есть как борьбу с сатанинским злом и продолжением подвижничества славных наших витязей: благоверных князей, Минина и Пожарского, «белого» генерала Скобелева и других русских героев, то Белое Дело, несомненно, следует признать как священное и праведное. К сожалению, в реальной жизни в самом Белом Деле не все было так свято, чисто и благородно, и рука об руку с подлинными героями шли люди далекие от святых идей. Ведь в стане белогвардейцев наряду с действительно убежденными традиционалистами-монархистами и истинно православными патриотами своего Отечества было и немалое количество лиц из числа эсеров, кадетов и прочих западников всех мастей, исповедовавших республиканские и либерально-демократические идеи. Да и многие вожди Белого Дела сами, не выдержав испытания временем, отступили от присяги Царской (имею в виду прежде всего таких отцов Белого воинства, как Алексеев, Рузский, Корнилов) и не проявили себя с лучшей стороны в решающие моменты русской истории, хотя и искупили свои грехи ценой собственной жизни. Так что вскоре и сама «белая мечта», как писал поэт Сергей Бехтеев спустя несколько лет в эмиграции, увянет, как роза, и погибнет О, сколько лжи и хитрого притворства Встречали мы у близких нам людей, Погрязших в омуте интриг и мародерства, В штабной грязи враждующих вождей! Честолюбивые лжецы и фарисеи, Устроив торжище на жертвенной крови, Убили красоту прекраснейшей идеи И святость подвига бесхитростной любви… Она растаяла, пленительная греза, Она погибла, «белая мечта», Как увядает сорванная роза, Как угасает быстро красота... Письмо офицера (стихотворение, положенное позже поэтом в основу романа в стихах «Два письма»)
|