"Патриарх выступил как критик постмодерна, общественного и церковного"
- Екатерина Домбровская
04.09.2009 00:36
Глубокоуважаемый Ф.Ф.Воронов! Позвольте заметить, что «советская мерзость» не на голом месте вдруг возникла. Не кажется ли Вам, что именно страх Божий и стремление к правде Христовой должно подвигать нас к трезвому вИдению нашей истории, хотя бы начиная с XIX века? Для православного - правда и путь к ней всегда - глубокое и все более углубляющееся покаяние. Но, упаси Господь! - не для мира и НЕ ПЕРЕД МИРОМ, а перед самим собой и перед Богом. Перед миром Россия не должна каяться: ему только этого и надо. Но у всех у нас есть деды и прадеды. У кого-то – немногих - есть и благочестивые предки, даже весьма благочестивые. Но разве и среди таковых не было видно невооруженным взглядом отступления от Веры, оскудения духовности? Кто слушал и читал свт. Игнатия тогда или свт. Феофана - их пророчества и предупреждения? Культурнейшие и образованнейшие русские люди вели себя - в духовном отношении - в отношении веры отцов и святынь - по-скотски. Перелистайте, к примеру, воспоминания Сабашникова... Там очень хорошо просматривается эта трагическая линия жизни. Все это наша жизнь и наша история, наши предки. И наше подлинное – в Боге – мужественное осмысление прошлого НАШИХ предков исцелит нас самих. Мы не судить их будем, но узнавая правду, какой бы она ни была, оплакивать и молиться за их души, - ведь мы все связаны неразрывно! И Господь будет очищать и нас и наших отцов, дедов и прадедов (что обещано Господом за праведную жизнь). И наша дорога вперед тем самым тоже будет очищаться от долгов перед потомками. Беда сегодня в том, что многие христиане не умеют и не понимают, как это смотреть на прошлое христианскими глазами? А дальние предки, между прочим, умели. Откуда пошли Божедомки? Был такой день – Троицкий четверток, когда поминали, крестным ходом ходили наши дальние предки, молясь о душах неприкаянных умерших без покаяния и церковного поминовения – великих грешников. У свт. Афанасия (Сахарова) есть об этом отдельная глава в его книге «Поминовение усопших по уставу Православной Церкви». Он писал ее у параши в лагерях. Ему-то верить нужно. Простите за длинноты.
|