"Псу живому лучше, нежели мертвому льву..."
- Игумен Кирилл
08.06.2006 23:46
Уважаемый(ая) КНС,
мне не понятно, откуда эта фраза, взятая Вами в кавычки (так, как будто бы это слова, сказанные мною) : "злые и гордые невзлюбили меня хорошего, травят" ? Сочинять изволите. Ничего подобного я не говорил никому ни устно, ни письменно, но это Вам угодно приписать мне такую именно позу. Для усиления впечатления, что ли? Ваши инициалы не дают мне основания думать, что мы с Вами знакомы, а стало быть, у меня нет повода объясняться с Вами именно по поводу моих отношений с кем бы то ни было. И у о.Владимира, и у о.Александра в их откликах на мою статью есть, разумеется, то, с чем я не могу не согласиться. Обо всём остальном, я уже высказался ранее. Я не собираюсь оправдываться; признав свою статью слабой во многих отношениях, я, разумеется, несу и полную ответственность за неё. Но хочу ещё и ещё раз сказать - не следует смотреть на меня как на апологета розановских идей и убеждений. Моя статья не даёт для этого оснований. Напиши я просто обзорную заметку о Розанове, - никакого шума и не было бы: ну, Розанов - и Розанов. Но я затронул тему, наиболее важную и интересную, как думаю, для православных - отношение Розанова ко Христу и Церкви. Что из всего этого вышло - у нас перед глазами. Здесь уже было сказано, что все мы "не институтки", чтобы делать вид, что Розанова как бы и нет. Наверное, ошибка моя в том уже, что я посмел цитировать богохульника. Можно ли было говорить на взятую мною тему без цитат? Наверное, можно, но можно было бы и вовсе ничего не писать. Во все времена те, кто говорил или писал о еретиках, приводили и утверждения этих еретиков. Не менее страшно выглядит моё утверждение, что Розанова "нельзя не любить". Но, повторяю, я говорю это о Розанове как покаявшемся грешнике. У меня лично нет инструмента, замеряющего глубину и искренность чьего бы то ни было раскаяния, но кому-то, как я вижу, открыто это в большей степени, а кто-то словно бы даже и досадует на то, что грешник успел таки покаяться... И снова скажу, что это мой взгляд на Розанова, который ни кому не навязываю. Впрочем, знаю немалое число уважаемых православных людей, которые способны ДАЖЕ к Розанову найти в своём сердце сколько-то любви и милости. Но, по нынешним временам, "милость к падшим призывать" - роскошь уже не позволительная... Есть в моей статье слова о том, что Розанов - это лабиринт, "преодолеть который надлежит каждому, кто идёт ко Христу путём веры и мысли" (простите за автоцитату). Преодолеть - значит выйти из лабиринта, а не оставаться там. И это относится, конечно, в первую очередь к тем, кто свой путь осмысливает, обдумывает. Читать Розанова, осмысливать прочитанное, преодолевать "розановщину" и сохранять в себе человечность и способность миловать - вот суть моего отношения ко всей этой теме. Другая моя ошибка в том, что не сумел выразить это достаточно внятно, признаю. Можно Розанова не читать (иным читать категорически нельзя) - тогда сразу все проблемы снимаются. Но речь моя всё же более к тем обращена, кто идёт путём не только веры, но и мысли, как уже было сказано. Сердечно благодарю всех, кто высказался на этих страницах. Не желая ни в малейшей мере никакого скандала, я, тем не менее, затронул тему, которая столь многих достойных людей не оставила равнодушными. Это тоже, как думаю, важно.
|