О традиционном трезвомыслии, или Ответ Виктору Грановскому-2
- Р.Н. Юрьев
27.08.2009 12:04
Хорошо, что мы на чём-то согласились. Что касается Вашего мнения относительно либеральных корней вопроса о свободе и о рабстве воли, - поставим этот вопрос чётче, - потому что главный вопрос тогда уж заключается именно здесь, раз мы говорим об ответственности общества за индивида и об ответственности каждого индивида за собственное развращение (Вы же сказали, что и я несу ответственность за питание комбикормами), то я не могу в точности на него ответить со ссылками на Учение Церкви, могу лишь высказать некоторые соображения, как сам разумею. Ответственность за свои действия в Православии не размазывается по группам или классам. Каждый отвечает за собственные действия, и, как это ни ужасно, не может сослаться на то, что грабил не он один, а все, пьянствовал не он один, а все и т.п. Это ни в коей мере не снимает ответственности с тех, кто этому потворствует: раздаёт алкоголь, продаёт наркотики, учит разврату. Но он отвечает, так сказать, по своей статье. Всё-таки мне кажется, что Евангелие не накладывает на нас бремен неудобоносимых и не обязывает нас заботиться обо всём человечестве, а о ближнем. Смотря на самого себя, я знаю, что мне некого обвинить в том, что есть плохого во мне. Это печально, но факт: никто не учил меня тем страстям, которые есть во мне, никто не "спаивал" ими. Мне могут сказать: ты-де сам не заметил этого, тебя зомбировал телевизор или ещё кто-то, но я-то лучше знаю, что это будут только лживые отговорки для самого меня, лживое самооправдание. Всё-таки нужно разобраться, откуда идёт эта идея о необходимости спасения всех окружающих от бед. Христианская ли вообще это идея или порождение социалистического движения конца 19-го века. Похоже, что второе. Я сейчас на Украине, и вижу, что бедственное положение народа, лишённого тех богатств, которые доступны живущим в России (да-да, в России действительно живут очень богато), так вот, такое положение оказывается весьма благотворным для духовного состояния здешних жителей. В понедельник ездил в Почаев: просто тысячи паломников. Ехал по глухим сёлам Винницкой, Хмельницкой, Тернопольской областей: практически нет села без церкви, и обязательно выкрашенной, чистой, где-то - строящейся. Абсолютное большинство из них, конечно, РПЦ, никто самосвятов всерьёз не воспринимает. Украинские сёла, из которых некуда деваться мужикам, живут (ещё живут), конечно, есть и алкоголизм, но масштабы его не таковы, как, например, в той же Псковской области, где в иной деревне двора не найдёшь живого. Мне кажется, что эта крепость украинского села обусловлена именно отсутствием перспектив в другом месте: в отличие от нас, они не могут поехать в тот же Уренгой добывать газ и зарабатывать по 60-80 тысяч рублей в месяц, чтобы потом полгода ничего не делать. При этом государство на Украине вообще отказалось от каких-либо обязательств перед селом: вся медицина тут платная, работы нет абсолютно никакой, кроме случайных частных заработков, пенсии у стариков только Тимошенко в своё время подняла (за что её, кстати, любят старички). Ещё хуже ситуация в Молдавии: страна вообще не имеет ничего своего, кроме никому не нужного сельского хозяйства. Пенсии сопоставимы с ценой оплаты только газа для обычной квартиры. Но нам в России (и на Украине) далеко до религиозности молдаван: конечно, не везде, но у них в кафе соблюдают посты, торжественно и всенародно празднуются православные праздники, в церкви всегда полно людей. Помню, как-то ехал в кишиневском поезде и зашёл в ресторан в Великий Пост, спросил, с мясом ли борщ, на что мне продавец с возмущением ответил: "нет, конечно, рано ещё, пост же". Всё это я пишу к тому, что тут люди тоже брошены, они тоже имеют поводы для отчаяния, спивания и питания комбикормами. Но в тех же практически условиях (с поправкой, конечно, на климат), они живут иначе. Так в ком причина? В нас самих или в правительствах? Мы, впрочем, удаляемся всё дальше от темы, надо заканчивать :)
|