Нет чужих детей для Господа!
- Александров Н.
25.08.2009 00:41
Пришлось-таки вернуться, чтобы ответить на Ваш вопрос. Но Вы не смущайтесь: это ни Вам не в упрёк, ни мне не в тягость. Мне тоже несколько смутительно, что не могу прямо с дороги подобрать соответствующие цитаты из святоотеческого учения, дабы достойно обосновать свою мысль. Однако постараюсь их выслать вдогонку. А мысль такова. Та ситуация, которую Вы отражаете в своих размышлениях о старцах и их ЧАДАХ, и те ситуации, с которыми нам периодически приходится сталкиваться в полемике на форумах (я тут не имею в виду конкретную ситуацию и конкретные личности, а те практически ставшие стандартными коллизии), не являются, на мой взгляд, подобными с духовной точки зрения. Потому и те прижигания, которые допустимо применять в столь разных случаях, будут сугубо разными. Первые можно сравнить с прижиганиями калёным железом, вторые - с прижиганиями йодом. Поясню, насколько возможно, ибо тема сама по себе достаточно серьёзная и разноплановая. Вы правы, что "старцы в церковной среде своих чад прижиганиями в основном пользовались в отношении самых духовно сильных", но это справедливо, если иметь в виду "прижигания калёным железом", о которых Вы и пишете: "Их обличали в том, что они и делать не думали (и т.д.)". А дальше Вы пишете: "а более немощным в той же среде в лучшем случае доставались мягкие пластыри и поглаживания". И вот тут я с Вами не соглашусь, ибо всем постоянным ЧАДАМ доставались прижигания, но каждому - по силе его. Конечно, когда человек пришёл с горем (корова пропала, дом сгорел), старец только утешал, ведь Сам Господь уже совершил естественное прижигание, а делом старца было как раз наложить пластырь на уже вскрытый Господом нарыв. Заметьте, что человек приходил с этой бедой смиренно - за помощью, за советом, а никак не с ропотом на Бога, старца и ближних. А если элементы ропота и прорывались, то он их сдерживал, потому и смирялся в присутствии старца, ободренный им. Если же цель визита к старцу была духовной, то элементы прижигания всегда присутствовали, просто не всегда они осознавались чадами как резкая боль, т.к. "операции" происходили "под наркозом", т. е. под действием благодати Божией. Сама покаянная беседа со старцем (а пустых бесед старец не мог допускать) - разве не прижигание? Просто для прижигания старец для каждого использовал соответствующие снадобья. В том и секрет старческой мудрости. Достаточно привести тут пример, как к некоему старцу (если не ошибаюсь, то к Савве Псково-Печерскому) шли две обычные женщины (вовсе не подвижницы) - на исповедь, и одна из них решила в дороге подумать о том, какие отрезы на платье купить, а процесс осмысления грехов отложить всего лишь до прихода к старцу (так ведь и с нами бывает, обычная история). А он ей предложил решить вопрос с отрезами, а на исповедь - в следующий раз. Вдумайтесь, каково ей было? Как обухом - по голове, да ещё и в присутствии её товарки, да ещё и "вся деревня" потом узнала, раз мы с Вами о том знаем (пусть и не зная её имени). А он сделал прижигание этой "неофитке", да ещё и какое! И судя по всему, несказанно помогло. Ну вот, мы немного разобрали, как могли прижигать своих чад старцы. Вы можете домыслить и дополнить эту многоспектрную картину. А о том, чем разнятся от этих ситуаций баталии на наших форумах, предлагаю обсудить завтра, если доживём. Надо отдохнуть с дороги, да и раздражать неугомонных оппонентов длиннотами не стоит - им они не по зубам (хотя правды ради стоит заметить, что если не по зубам, то не стоило бы и вгрызаться, впрочем, Бог им Судья). В заключении лишь хочу поблагодарить Владимира Кир . за вовремя подставленное дружеское плечо.
|