«Почему для многих в Русской Православной Церкви Сталин остается одной из самых позитивных фигур в ХХ веке?»
- читательница
22.08.2009 17:55
"Тогда о чем говорил исповедник-архиепископ Лука (см посты ниже)?"
Я, признаюсь, сама биографию архиеископа Луки не читала, но моя родная сестра, будучи с одной стороны очень верующей, а с другой близкой ему по професии, досконально и с большим благоговением к нему и к его святости, ее изучила, хотя больше с уклоном в его личную и профессиональную и духовную деятельность, а не политические взгляды. Из того что я знаю из ее рассказов, политические взгляды Святители Луки были не вполне понятными для русского православного человека с точки зрения того что мы теперь знаем, и надо сказать может быть типичным заблуждением для многих людей того времени - они встречаются, как известно, и среди участников Белого Движения (где им они, в отличии от Святителя Луки, вовсе не прощаются так легко). Во первых, по сколько я понимаю, он однозначно не был монархистом, а был больше 'демократом', и даже (о ужас!) может даже в некотором смысле 'либералом', если говорить строго о политических взглядах. Во вторых, мало тут кто из вас сталинистов упоминает, что Владыка Лука не только к Сталину относился с некоторым уважением, но и к Ленину. У него подход был несколько такой - когда вождем был Ленин, у него висел портрет Ленина, когда вождем стал Сталин, у него висел портрет Сталина. Так образно, в двух словах, объяснила это моя сестра. Возможно все это было подсознательное склонение принять желаемое за дейтсвительное. Теперь может будем обелять тут и Ленина, исходя из его такого подхода? Еще я лично подозреваю тут еще один момент. Владыка Лука был человеком усиленного внутренного делания и духовного напряжения. Как известно, он тоже пострадал от сталинского режима. И тут возможно у него шла некоторая внутренняя борьба между личной обидой или даже вполне чисто по человечески оправданным чувством неприязни (именно личной! как человеку лично пострадавшему) и чисто хистианским старанием перебороть эти чувства внутри себя и заменить их прощением, смирением, склонением перед "Бого посланной властью", в том смысле что склониться смиренно в принятии судьбы такой как она есть - прощение врагов и любовь к ним, и т.д. Так что он был несколько в другом положении по отношению к Сталину, чем мы теперь, которые в общем по отчуждению времени и так сказать каких-либо глубоко личных переживаний по отношений к Сталину имеем другое, и как-раз даже противоположное положение. Мы морально обязаны объективно оценить Сталина как гонителя христианства и Церкви, и дать именно моральную оценку этим делам, имея теперь перспективу отдаленности времени и возможности внутренней объективности. У нас другая роль, другая обязанность, и внутренняя и внешняя по отношению к тем временам чем возможно была у Владыки Луки. Владыка Лука был в первую очередь большим человеколюбцем - этим была пронизана вся его жизнь, и на этом, как мне видится, основывается вся его святость, и возможно прощаются его какие-то заблуждения во взглядах. Но совем не обязательно на безошибочности его политических взглядов или оценок отдельных личностей с которыми непосредственно была связана его судьба.
|