Откуда идёт соблазн расколов?
- протоиерей Вячеслав Пушкарёв
09.09.2007 22:40
О констатации факта раскола мы услышали, а вот объявленное место, где "живут расколы" нам не указано. Почему? Потому, что автор стесняется назвать вещи своими именами. Расколы идут от нашей некомпетентности, по причине нашего всеобщего неофитства. Они живут в нашей постсоветской, тоталитарной душонке. Они живут в наших епископах и священниках. Раскол в самом сердце нашего новоправославного сообщества "Не ча на зеркало пенять, коли рожа крива". Что представляют собой церковные кадры сегодня?
Оставив на вечной страже сильно поредевшую от времени и болезней когорту благочестивых стариц, стоящих на обороне нашей веры ещё со времён махрового соцреализма, примем за основу говорить только об армии неофитов, которые буквально ворвались в наши Храмы влекомые ветром православного пробуждения. Кто они, эти бывшие и действующие доктора наук и аспиранты, военные, врачи, преподаватели, рабочие, безработные, студенты, школьники? Кто они эти новые служители наших храмов? Ответ, согласуясь с формальной логикой только один. Они являются православными неофитами с различным стажем неофитства и различным грузом грехов принесённых ими из «счастливого советского недалёка» в наше многострадальное и много-попечительное сегодня. Причём, относится это не только к особам прекрасного пола, которые сегодня стоят у стоек свечных лавок, не только к интеллигентского и бичеватого вида алтарникам, но и к самому духовенству, рукоположенному в священный сан в последние 20 лет (не исключая и многих епархиальных архиереев). Наверное, не стоит зря обольщаться, и очевидно справедливым будет заявить, что буквальных апостолов в нашей среде пока нет и по всему видно, что и вчера, среди наших отцов, их тоже не было. Мученики были, а апостолов не было. Непогрешимой преемственности, увы, нет. Церковь возрождается по книгам старины глубокой и советам некоторых доживших до наших дней старых священников, чьи ответы на актуальные вопросы, как правило, со всех сторон обтекаемы и даже в разной мере противоречат друг другу (примеров приводить не станем из соображений христианской этики). Нас, в этой статье, интересует только системный принцип. Можно, не опасаясь железных контраргументов, твёрдо сказать, что современная церковная жизнь в России возрождается эмпирическим путём хождения по давно уже забытым граблям. Отсюда вывод, что духовность у нас в стране в основном самопальная, а её сородителями являются впитанные с молоком матери тоталитарное мышление коммунистической эпохи, которое вынужденно посягнула на брак с откопанной из уже почти засыпанной в могилу Святой Библией. Если слова подобраны правильно, то нарисованная картинка должна потрясти своей исторической невозможностью. Но к счастью, «…невозможное человекам возможно Богу» [Лк.18:27], и мы теперь живём не в идеалистической утопии (в которой сегодня живут, такие же как мы неофиты - российские "Свидетели Иеговы"), а во вполне нормальной, с точки зрения Святого Евангелия, мученической обстановке, наполненной настоящими искушениями, которые так необходимы для спасения многих душ (как сказано у апостола в [1Пет.1:6]). Но, наверное стоит согласиться, что если бы да кабы, да не было бы в нашем сердце тоталитарного колышка, то и сходства бы нашего с тоталитарной сектой бы не было. Да, именно это и думалось сказать. Увы, но мы похожи на тоталитарную секту. Не являясь беззаконным сборищем, сохранив таинственную преемственность, мы, тем не менее, потеряли свою первую любовь к свободе для всех, а вместе с ней и надежду на лучшую долю, мы переодели коммуниста - тоталитариста в христианские ризы и дерзко называем его истинно православным. Причём парадокс в том, что большинство всё это понимает, но в основе своей не может говорить в слух и не может писать об этом. Чаще всего, такое дрейфующее состояние обусловлено «крышей» сложенной из самых «объективных причин». Например: «…гласность может повредить, усугубив деструктивные процессы»; «не желаю быть стукачом…»; «…зачем, что-то менять, если так заведено ранее?» и т.п. Но именно эти «объективные» причины, как раз и выдают, в современных церковных кадрах, не столько сотрудников Духа Святаго, сколько вольных невольников духов советского времени, (духов мира сего), умудряющихся лукаво совмещать грех со спасением (несовместимое). Но так не может долго продолжаться, когда одна сила не знающая про наличие границ давит из нутрии, а другая сила не желающая знать эти границы ломит с наружи, процесс обречён на превышение критической массы, а значить на самовозгорание, возможно взрыв. Вот уж где действительно «…стихии же, разгоревшись, разрушатся…» [2 Пет.3:10]. Там уже без новых, самых кровавых гонений не обойдётся. Кто же в таком случае будет виноват? Что, не ужели опять дух злобы, который всего лишь делает избранное им дело, или всё-таки мы сами - кадры церковные, которые так и не сделали выводов из отцовской тюрьмы, тайги и пули, которые не принесли покаяние за нашу корпоративную трусость (в имперский период), приведшую русский народ к безбожной революции? Виноваты, будем только мы, то самое сообщество православных неофитов, которое называется сегодня современными церковными кадрами! Мы, которые носим в своём сердце бунтарский дух социалистической эпохи. Соблазн идёт от нас!
|