Господину Гинзбургу и его единомышленникам
- Р.Н. Юрьев
09.09.2007 20:35
В жизни любого человека могут быть колебания от неверия к вере и обратно. Даже на этом форуме как минимум несколько человек пришли от атеизма к вере, можем вспомнить и "классический случай" перехода с каф.марксизма-ленинизма в Духовную Академию диакона Андрея Кураева. Достоевский тоже начинал с "петрашевцев". Не исключено, что такие метания были и в душе Ивана Петровича. Однако это вовсе не означает, что он не был православным христианином. "Множество" "свидетельств" о его атеизме объясняются очень просто. Иван Павлов всему лживому советскому агитпропу был как кость в горле. Нобелевский лаурет - и православный. Не лезет ни в какие ворота, да ещё и социальное происхождение соответствующее. А тут ещё было официально объявлено о гонении целого ряда физиологов от имени "наследников Павлова" в начале 1950-х годов. Его именем прикрывались обычные карьеристы, которые ссылаясь на его авторитет, клеймили за "низкопоклонство" и прочие официальные советские грехи своих коллег. Конечно, в этих условиях возникла необходимость подретушировать образ пламенного учёного, борца за истину в науке и с попами. В Петербурге все знают о том, что именно великий русский физиолог был старостой Знаменского храма, и именно благодаря ему этот храм действовал до 1938 года. У меня лично такие сведения не только от родственников, которые живут здесь не первую сотню лет, но и от человека, занимавшего пост первого секретаря горкома партии. Думаю, он был поосведомлённее. Конечно, Павлов не венчался в этой церкви, это было в Рязани 25.05.1881 года. У нас есть свидетельства и тех, кому мы можем доверять на 100 % - это прп. Серафим Вырицкий. "Еще по Александро-Невской Лавре о. Серафим был знаком со многими известными в то время людьми: учеными, врачами, деятелями культуры. Академик И. П. Павлов - отец современной физиологии, часто приходил на исповеди и беседы к иеросхимонаху Серафиму (Муравьеву). В течение многих лет Иван Петрович был почетным старостой двух петроградских храмов: Знаменской церкви на Лиговском проспекте и церкви апостолов Петра и Павла в поселке Колтуши." http://www.serafim.com.ru/site/nstr_3_02.html Обзор этого вопроса приведён на страницах газеты "Эском-Вера" http://www.rusvera.mrezha.ru/474/8.htm К сожалению, вся статья основана на заведомо ложных посылках - в частности, на доверии В. Гинзбургу и невестке Павлова, причём даже не ей, а пересказчику её слов - некоему Воронину, в советской время выпустившему "Жизнеописание". Если первый "авторитет" вообще таковый не является - не только по причине лживости, обнаруженной в Письме и частных высказываниях, но и потому, что к Павлову Гинзбург не имеет никакого отношения, то тенденциозность второго источника, повторюсь, вполне объяснима необходимостью подправить образ "великого советского учёного". Сложно себе представить, чтобы в биографии человека, в честь которого назван ведущий институт страны, было в советское время написано: "Вероисповедания православного, еженедельно посещал храм, пел на клиросе, исповедовался у прп. Серафима Вырицкого, ездил к нему в Вырицу, являлся почётным церковным старостой в двух церквях". Ещё раз: то, что касается его взглядов до 1920-х годов, то вполне допускаю, что у него были колебания. Vivos voco - журнал, претендующий на отражение строго научной, но при этом атеистической точки зрения на окружающий мир. Если Вы внимательно почитаете его статьи, это станет Вам очевидно.
Возвращаясь к первому пункту: Церковь нигде не указывает физикам, чем им следует занимать - "Большим взрывом" или креационизмом. Она лишь желает, что в самой науке мировоззренческие представления не выдавались за единственно верные тем более при наличии значительных противоречий в самих представлениях. Иными словами, пока гипотеза не имеет достаточных непротиворечивых доказательств, она не имеет права называться теорией.
|