Господину Гинзбургу и его единомышленникам
- Степан
09.09.2007 16:42
Неправильно утверждать, что И.П.Павлов был неверующим человеком, его высказывания говорят об обратном: «Иван Павлов не раз говорил мне о возникновении веры в бога, - писала ученица, многолетняя сотрудница и близкий друг И.П.Павлова, физиолог М.К.Петрова в своих воспоминаниях опубликованных в Вестнике РАН, 1995, т.65, №11, с.1016-1023, - при этом она считала его неверующим. Но тем не менее, по высказываниям той же М.К.Петровой «Он любил ходить в церковь на пасхальную заутреню..». «Рождественские праздники Ив.П. любил и чтил по той же причине, что и пасхальные». «Ведь эти праздники - Рождество и Воскресение – говорил И.П.Павлов - ведь это огромные исторические праздники. Они вовсе с религией не связаны. И вот почему, например, культурные страны гораздо больше чтут день рождества, чем воскресения. Это я могу понять. Ведь речь идет о величайшем человеке - Иисусе из Назарета». «Наши социалисты забывают следующее - на чем провалился весь древний мир, хотя он достиг огромного умственного успеха и в философии, и в науке, и в искусстве и т.д.? На рабстве. А кто идейно сокрушил рабство? Господин Иисус из Назарета. Это ведь он сокрушил, как же можно эту идею позабывать!». «И вот почему со дня рождения этого человека начало нового летоисчисления. Так что смеются шуты гороховые!!! Тут нечего смеяться, этим ты доказываешь, что ты варвар и что чувства твои не особенно высокого калибра!». Далее продолжает в своих воспоминания М.К.Петрова: «Признавая необходимость религии для слабых, Ив.П. всячески отстаивал ее и по просьбе окружающих не раз писал в защиту гонимого в то время духовенства. Между прочим, читал мне свое письмо в Совет народных комиссаров, в котором обращался к правительству с просьбой не трогать Троицкий собор, предназначенный к разрушению». В заключении можно привести из тех же воспоминаний цитату И.П.Павлова: «Человеческий ум ищет причину всего происходящего, и когда он доходит до последней причины, - это есть бог. В своем стремлении искать причину всего он доходит до бога», что подтверждает высказывание в письме учёных и военных, что И.П.Павлов «не скрывали своих религиозных убеждений». Необходимо привести еще один пример религиозности И.П.Павлова. Студент Военно-медицинской академии А.П.Быстров (А.П.Быстров. Воспоминания. АРАН. СПб. Ф. 901. Оп. 1. № 67.Л. 79, 80) рассказывает о причине ухода И.П. Павлова из академии в 1925 г. «Приказом из Москвы была назначена комиссия, которая должна была произвести так называемую "чистку". Изгнать должны были "социально-чуждые или социально-опасные элементы"... Среди уволенных студентов, разумеется, были и дети духовенства. Некоторые из них пытались найти себе защитника в лице Ивана Петровича Павлова... Павлов, конечно, потребовал восстановления их в правах, но ничего не добился. Тогда он подал заявление, в котором сообщал командованию академии, что так как он сам является сыном священника, то просит считать его "вычищенным" вместе с другими детьми духовенства. После этого он перестал посещать свою кафедру. Попытки уговорить Павлова не привели ни к чему. В течение целого года канцелярия академии ежемесячно посылала ему жалование на квартиру. Он каждый раз поил посыльного чаем, но денег не принимал. Как известно, Иван Петрович Павлов после этого так и не возвратился в Военно-медицинскую академию, в которой проработал больше 50 лет». Так что, правы ученые и военные в своем письме по поводу того, что И.П.Павлов был верующим человеком и не скрывал своих религиозных убеждений. По поводу религиозности М.В.Ломоносова, если Вам не нравиться его фраза о премудрости Божей: «Природа есть в некотором смысле Евангелие, благовествующее громко творческую силу, премудрость и величие Бога. И не только небеса, но и недра земли проповедуют славу Божию», можно привести ещё несколько: «Наука и вера суть две сестры». «Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал Свое величество; в другой – Свою волю. Первая – видимый этот мир, Им созданный, чтобы человек, смотря на огромность, красоту и стройность его зданий, признал Божественное всемогущество, по вере себе дарованного понятия. Вторая книга – Священное Писание. В ней показано Создателево благословение к нашему спасению. В сих пророческих и апостольских богодухновенных книгах истолкователи и изъяснители суть великие церковные учителя. А в оной книге сложения видимого мира сего физики, математики, астрономы и прочие изъяснители Божественных в натуру влиянных действий суть таковы, каковы в оной книге пророки, апостолы и церковные учители». Так что, не надо цепляться за второстепенные факты, тем более они соответствуют действительности и подчёркивают полностью правоту авторов ответного письма – учёных и военных. Говорить надо по существу затронутой тему, а именно: нужно ли нам преподавание ОПК в школах? Нужно. .
|