Трансформация общества: очерк христианской социологии
- Рогозянский
13.08.2009 21:46
Зато из предыдущей статьи это следовало. И из Ваших комментариев здесь тоже, простите. "Бомбить" я Вас не намерен, поскольку думаем мы в любом случае сильно по-разному, а перспектив чего бы то ни было, имеющего в названии "социализм", в России больше нет и не будет. В Парагвае, возможно, они есть. Возмущение вызвали две конкретные вещи: перелицевывание Православия под потребности Вашей доктрины и упоминание С. Л. Франка в контексте, против которого сам Франк наверняка возражал бы. Надеюсь, на будущее примете к сведению. Это поветрие, что каждый теперь бросает упреки в адрес христианского учения, что оно "уклонилось" от чего-то, что ему самому нравится. Один - от "исторической правды", другой - от каких-то одному ему ведомых либерально-демократических тенденций, "сообщества частных лиц", третий - от цели "преображения общества" в духе социализма. Кто во что горазд! Все вместе при этом вносят лепту в расстройство традиционного восприятия. В итоге, как в супермаркете: иди и выбирай Православие на какой хочешь вкус. Откровенно сказать, я не вижу здесь как таковых философии и богословия. В основе Вашей теории - самая обыкновенная политическая прагматика. "Если не установится социализм, нас раздавит капитализм". "Если мы не воцерковим социум, последний социализирует нас". Уже задним числом идет обволакивание этой ситуативности философским и богословским аппаратом, подтягивание результата к известному заранее знаменателю. Потому что философски это, конечно, беспомощно: выбор между "измами". Даже для Булгакова с Бердяевым, которые примитивнее остальных. Богословски тоже не лучше. Христианство на протяжении всей своей истории имело проблемы с ассимиляционным давлением мира. И отнюдь не ставило при этом вопроса в Вашей формулировке. "Или-или". Или они все преобразуются, или мы перестанем быть христианами. Напротив, всегда было представление о сопротивлении мирскому давлению и о возможности для христианина жить "в миру не по-мирски". О Франке же, возможно, Вы знаете, а может быть нет, - Зеньковский об этом рассказывал, - что Франк в конце жизни отказался даже от своей главной работы, "Духовных основ общества", поскольку была очень резкая критика, и многие сочли работу "социалистической". Хотя я этого там не вижу, есть всестороннее обоснование категории единства. Однако, выбор для Франка стоял остро. Ему не хотелось даже косвенно служить утверждению чего-либо, напоминающего советское. Я считаю, добросовестному исследователю подобные вещи нужно иметь ввиду. Если Ваша цель - философское исследование, а не прикрытие своего волюнтаризма известными именами.
|