Уважаемый г-н Шараков,
Спасибо за соображения (и возражения). Тезисно:
1. О типах мифа и общей философии мифа. Разумеется, см. "Диалектику мифа"; но я предложил говорить о мифе весьма конкретном, поэтому общая теория не так важна. Ваш отклик и замечания о. диакона несколько раньше (которые, правда, идут в другую сторону) --- показывают, что все понимают, о чем речь.
2. "Белым Генералом", если не ошибаюсь, называли Скобелева. Я имел в виду его (в той конкретной фразе). "Белый генерал" --- как символ высшего (казалось тогда) могущества России, ее силы и одновременно благородства, справедливости.
3.
Цитата:
Странно, что Вы не видите либерального, язывческого по сути, начала в белом мифе. Если и была ностальгия по Старой России, то она носила дворянски-генеральский характер с щедринским оттенком. Если бы христианское начало победило, то тема покаяния (и перед народом в том числе) стала бы доминирующей. Так нет же, хама шли наказывать.
Ну, хама-то следовало наказать. Но дело не в этом. Пока была гражданская война, еще никакого "белого мифа" не было. Ну, разве что стихи Цветаевой, которые она писала в красной Москве и читала перед красными. ("Лебединый Стан" был напечатан уже после смерти Цветаевой, первый раз в Мюнхене в 1957 г.) "Ностальгии по Старой России" у белых воинов не могло быть хотя бы потому что никто не знал еще, что "старая Россия" навсегда ушла. (Никто не верил в долгосрочность большевиков даже после их военной победы.) В эмиграции скорее был не миф, а анализ событий задним числом и попытки "конструктивных выводов" на будущее, всё сугубо рационально (имею в виду в первую очередь И.А. Ильина, но и других). "Белый Миф", в достаточно карикатурном виде стал возникать при конце советской эпохи. Но, как ни карикатурно, это был здоровый признак.
4. Я предлагаю не создать миф ---это было бы глупо---а просто обратиться к нашему исконному, и направить стремеления на
русский миф, частью которого стал бы и "белый" и всякие другие "частные" мифы.