Трансформация общества: очерк христианской социологии
- Николай Владимирович Сомин
12.08.2009 13:56
Спасибо за положительный отзыв о статье, но Ваше замечание верно лишь отчасти. Да, крестьянская община приближалась к христократическому обществу, но все же им не являлась по следующим причинам. Во-первых, сам экономический строй общины был все же частновладельческим. Земли переделялись (кстати, далеко не везде), но хозяйство велось отдельно каждой крестьянской семьей. Это еще далеко от идеалов иерусалимской общины (у духоборов, например, поля были общими и обрабатывались совместно всем миром, тоже было и в Парагвае). Во-вторых, крестьянская община образовалась не под прямым влиянием Церкви (хотя ее образ жизни соответствовал христианству), а по социальным причинам – защита от административных притеснений, взаимопомощь в бедствиях, круговая порука при выплате податей, поддержание порядка и определенного нравственного уровня. Церковь, к сожалению, относилась к факту существования крестьянской общины достаточно индифферентно. Столыпинские реформы, разрушающие общину, всколыхнули все российское общество. В то время печати была масса откликов, дискуссий, мнений. Однако, если посмотреть церковные журналы тех лет, то реакции нашего духовенства на разрушение общины не было практически никакой. Церковь не числила общину по «своему ведомству» и не считала себя ответственной за ее сохранение. Так что, до подлинной христократии дореволюционное российское общество явно не дотягивало.
С Вашей книгой ознакомился бы с большим интересом. Мой электронный адрес есть на сайте http://www.chri-soc.narod.ru/
|