Сон разума... следователя
- Леонид Болотин
12.08.2009 01:31
Достопочтенному Виктору Корну. Дорогой о ГОСПОДЕ Виктор N-вич! С Праздником Вас Иоанна Воина! Молитвами Его у Престола БОЖИЯ многая и благая лета Вам, добраго здравия и творческих успехов. Сердечно поздравляю Вас и с выходом Вашей второй книги, посвященной разгадкам некоторых тайн екатеринбургского злодеяния. Книга «По приказу тайных сил. Что скрывали надписи в Ипатьевском доме», вышедшая в издательстве «Монастыря Святых Царственных Страстотерпцев» в канун 91-й годовщины цареубийства, на мой взгляд, гораздо емкая и стройная, чем Ваша первая книга «В эту самую ночь. К надписям в Ипатьевском доме» (Одесса, Печатный дом, 2006. 448 с. Тираж 300 экземпляров), хотя я понимаю, что некоторыми рассуждениями и материалами, дорогими для Вас, Вам пришлось в этот раз пожертвовать. Кстати, Вашу вторую книгу мне подарила Ольга Николаевна Куликовская-Романова, Которой в свою очередь несколько экземпляров преподнесли на Ганиной Яме после традиционного ночного Крестного Хода от Храма Всех Святых на крови Царской Семьи до монастыря в Коптяковском лесу. Поскольку после возвращения с Урала и Сибири Ольга Николаевна вновь отправлялась в другое паломничество, Она просила меня прочитать и прокомментировать Вашу новую книгу. К сожалению, у меня сейчас не времени и сил на полноценную развернутую рецензию. Постараюсь с БОЖИЕЙ помощью это сделать несколько позже. Главным достоинством обеих Ваших книг, является то, что Вы стремитесь расширить общий контекст в осмыслении «цитаты» из Гейне на стене полуподвала Ипатьевского особняка. Экскурсы в биографию и творчество самого Гейне, в библейскую и литературную предысторию «баллады» или «романса» «Валтасар», которому предшествовало стихотворение Байрона «Видение Валтасара», имеют чрезвычайно важное значение и нужны для понимания сути проблемы. Интересны и выявления различий этих произведений. Если у Байрона царь Валтасар был убит в бою, то «у Гейне смерть Валтасара от рук собственных холопов напоминает скорый революционный суд с немедленным исполнением приговора и даже без такового — сам царь должен знать, за что!» («По приказу тайных сил… Екатеринбург, 2009. С. 13). Примечательно, сам Гейне признавался, «что написать стихотворение “Belsatzar” его вдохновило несколько слов из еврейского песнопения “Bachozoz halajla” (“В полночь”), которое поют в течение двух пасхальных вечеров и в котором “упоминается множество событий, относящихся к судьбам евреев, — все они случились в полночь — и в немногих словах там повествуется о смерти вавилонского тирана, который был зарезан ночью” [Гейне в воспоминаниях современников. Составитель А.М.Дмитриев. М., 1988. С. 411]» (там же. с. 14-15). К сожалению, Виктор N-вич, Вы здесь невнимательно отнеслись к сноскам на данное издание о Генрихе Гейне. Составителя и год издания я восстановил по Вашей первой книге, тут же у Вас стоит «Указ. соч.», а прежде этого, где должно раскрывается это «Указ. соч.», ничего нет вовсе. Но это не ошибка, а «блоха». Такие «блохи» обычно возникают при верстке. В рецензии на такие детальки, конечно, я указывать не буду, а здесь на форуме — по-домашнему — можно. И еще «блоха» в биографии Белы Куна. У Вас сказано: «Образование получил в Калужском университете» (С. 115). Конечно, никакого Калужского университета в Царское Время не было. Речь должна идти о средней школе в городе Клуж в Австро-Венгрии [Кун (Куп) Бела. БСЭ. 3 Издание]. Важны и Ваши экскурсы в судьбы переводчиков гейневского «романса» на Русский Язык, рассмотрение отношения к Гейне российских нигилистов, разночинцев и революционеров, описание отношения к нему В.И.Ульянова (Ленина), буквально пристрастие «вождя» к немецкоязычному поэту… В свете разбора гейневской цитаты очень деликатно, без «чернухи» у Вас рассматривается комплекс цифровых шифровок на краю подоконника и каббалистическая четырехзначная надпись рядом с ними на обоях. И это правильно: лучше в бездну слишком не засматриваться, ведь и бездна может заглянуть в нас. Да и широкого читателя тянуть к этой бездне не надо. Проблема все-таки для специалистов, а не для широкого обсуждения… Солидный тираж книги в 5 000 экземпляров, безусловно, очень хорошо разойдется в широких православных кругах. Да, уже сейчас расходится! Хорошо бы, конечно, часть тиража Вашей книги «забросить» в Москву — в отдел распространения «Русского Вестника» на Покровке, в книжную лавку «Клыковского» центра в Черниговском, в Союз Писателей России на Комсомольском проспекте. Честно говоря, я теперь и не знаю в Москве больше точек, где Вашу книгу наверняка возьмут. Сейчас, ведь, книготорговцы, чуть что, боятся обвинения в «экстремизме» и дуют на воду, не то, что на горячее молоко. Хотя, конечно, никакого «экстремизма» у Вас в книге нет и в помине. Может быть, и Питер мог бы часть тиража усвоить. Но я не знаю тамошней ситуации с книготорговлей. Предложите своим издателям и Владивостокскую епархию: там традиционно много читателей книг по истории цареубийства. Так что, полагаю, вскоре понадобится и второе издание этой очень хорошей книги. Только Вы, Виктор N-вич, перед выпуском второго издания обратите внимание на разные «блохи»… А когда и второе издание разойдется, то хорошо бы поместить Ваш текст в Рунете, это очень важно. Сейчас несколько сайтов размещают подобные материалы. Думаю и «Русская Народная Линия» не захочет в стороне остаться. Сюда-то Вы уж в первую очередь предлагайте. Ведь у Вас уже сложилось сотрудничество. Тут выходил в свет и Ваш очерк «Следствие закончено... Дело за судом. К итогам "Следствия по делу об убийстве Императорской Семьи"» (http://rusk.ru/st.php?idar=113836), который, помнится имел большой резонанс на форуме «РЛ» — 17 страниц читательских постов. Здесь же была опубликована и Ваша статья «Энель и Иоиль. По поводу книги Н.Розановой "Царственные страстотерпцы. Посмертная судьба" (М., 2008)» (http://rusk.ru/st.php?idar=105665). Читательской полемики по ее поводу не было, но ведь и все и так ясно из написанного Вами поэтому поводу. По электронной статистике этот материал читался очень хорошо. Спаси Вас ХРИСТОС, Виктор N-вич! Всегда Ваш слуга покорный Леонид Болотин. 12 Августа 2009 года по Рождестве ХРИСТОВОМ.
|