Ответ Виктору Грановскому

  • C. Шараков     30.07.2009 22:25

    Не стану читать, потому как достаточно прочитал по теме - уверен, ничего нового не прочитаю. Поймите меня правильно, здесь нет неуважения или лени.
    1. Думаю, что Ваш аргумент, почерпнутый из прочитанной книги, несостоятелен. Потому что, претендуя на психологическую достоверность, именно этой достоверности и не соответствует. Человек не принимает такого масштаба поступки, исходя из соображений своих отношений с государством. Вы зря упираете и на то, что сейчас ДРУГОЕ время. Мне так не кажется. В эпоху правления Ельцина я лично жил в стране, власть которой вопсринимал как врага своего народа и, соответственно, своего. Работая в школе, видел, как разрушают ее, поэтому вынужден был саботировать большинство нововведений в сфере образования. Единственная разница, что за это меня бы не расстреляли. Но мне и в голову бы не пришло воевать со своей страной - только потому, что власть ее видится мне врагом отчизны. А ведь разрушение было произведено таких масштабов - разрушению подверглись сферы образования, медицины, тяжелой промышленности, армии, науки и т. д. - что это сопоставимо с советскими годами.
    Но в это время-то я общался с людьми. И как же, случись война, можно перейти на сторону врага? Какая здесь может быть идеология?
    То есть, если быть психологически достоверным, Власов уходил не только от власти и строя, он уходил от сослуживцев, от своих подчиненных, от людей, которых присягал защищать.
    Таким образом, приведенный Вами аргумент носит как раз книжный, кабинетный (как сказал Рогозянский) характер. Все же власть, строй куда менее конкретны, нежели товарищеское, профессиональное окружение всякого человека.
    Конечно, многие уехали. Но тут вот что скажу.
    2. О советских - отдельный разговор. А вот об эмигрантах...
    Кто уехал - крестьяне, рабочие? Уехали интеллигенция, довряне, помещики и проч.
    Вот ситуация-то какая интересная - уехали те, кто призваны были всем многовековым укладом русской жизни воспитывать и давать смысл жизни своему народу - тем же рабочим и крестьянам. За столетия отвычки от русских основ русская элита наплевала на русский идеал - образ Христа. А когда брошенный и развращенный элитой народ взубнтовался, обиделись в своих лучших чувствах и... сначала Антанту привелу на родную землю, а потом с фашистами спелись (часть эмигрантов). Как хотите, но для меня нет лучше строк Ахматовой, которая написала в те года: "Не с теми я, кто бросил землю.."
    Резюме.
    Связь человека с родной землей, с близкими, с товарищами, с коллегами гораздо глубже, прочнее, конкретнее, нежели связь с властью и идеологией. И говорить, что в пороговых ситуациях на грани жизни и смерти, человек руководствуется соображениями идеологического порядка, а не кровно-жизненного, - грешить против психологической правды. На которую Вы так упираете.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика