Ответ Виктору Грановскому
- Александр Б. из Москвы
30.07.2009 12:30
Понимаете, right, на рациональном уровне базируясь, по прошествии стольких десятилетий, имея под рукой и в открытом доступе в библиотеках тот огромный объем фактического материала, Вы и любой другой начитанный и совестливый человек как, например, Андрей Брониславович, с одной стороны, вполне можете дать свою оценку действиям и поступкам хоть одного человека, хоть тысяч и миллионов наших и наших сограждан. Вроде бы, можете. НО! Она, эта оценка, будет ВСЕГДА субъективной, т.е. вобравшей в себя только то количество фактов и то их осмысление, которое близко и ПОНЯТНО ее автору. А то, что останется за рамками понимания этого автора, в ЕГО оценку не войдет и, соответственно, читателям поведано не будет. И тут совершенно неважно, кабинетный ли это нынешний мыслитель, или тогдашний практик, фронтовик и т.д., т.е. живой свидетель той эпохи, которую он оценивает. Этот автор может много книг написать, изложив в них наивеличайший спектр оттенков мнений, в том числе собственных, о том или ином историческом событии. Но некий ключевой оттенок, который именно-то и проливает свет на описываемое историческое событие и вносит в него полную ясность, - такой оттенок может остаться незамеченным этим автором. И.. всё! И очень многие из нас, дорогих читателей, не столь сведущих в этом вопросе, прочитаем авторскую книжку и останемся в неведении и будем недоумевать, задавая вопросы, подобные Вашим: "Значит ли это, что православная монархия Карагеоргиевичей была ещё более бесчеловечной системой, чем сталинская и гитлеровская? А как быть с Норвегией..." Я, честно говоря, не знаю, что и как конкретно Вам на них ответить. Я прошу в данном случае и Вас учитывать ту мысль, нечетко высказанную мною выше, что, когда мы пытаемся дать оценку тысячам-миллионов КОНКРЕТНЫХ людей, живших в КОНКРЕТНУЮ историческую эпоху, то вероятность ошибиться возрастает, как минимум, в сотни раз. Потому что то, что было правдой и истиной для одних в ТО время, не было таковым для других в ТО время, и поступки "одних" и "других" могли кардинально отличаться друг от друга: и те, и те были православными, православными по факту крещения в православии. Кто же из них был православнее по жизни - в этом-то вся и загвоздка. Это именно то самое мерило, по которому и следовало бы давать оценку. Однако, пока никто не придумал - и слава Богу! - такой прибор, православномер, чтобы по его показаниям можно было оценивать деятельность как отдельно взятых людей, так и многотысячных их сообществ...
|