Общество анонимных алкоголиков и перспективы его деятельности в России
- форумчанин
17.07.2009 09:10
Фрагмент беседы со священником Димитрием Ненароковым о программе "12 шагов" и её отличиях от православного душепопечения.
"- Безусловно, человеку надо спасать жизнь. Из состояния опьянения необходимо быстро выводить медикаментами. И это требует быстрого реагирования. Одним из важных элементов жизни нашей группы и является более быстрое реагирование на подобные ситуации. Группа представляет собой единое целое. И в то же время члены группы не отделены от общины храма. На богослужении они никак не выделяются, молятся вместе со всеми. Нет никакого обособления.
- Чтобы они не чувствовали свою ущербность или, напротив, свою выделенность, особенность по сравнению с другими членами общины?
- Да, и это очень важно. Я именно на этом сделал упор. Хочу обратить внимание на то, что еще и этим наша программа реабилитации отличается от программы «12 шагов», которая сейчас везде принята. К нам неоднократно обращались за помощью молодые люди, проходившие реабилитацию в центрах по этой программе. В 1992 году она была предложена на благословение Святейшему Патриарху Алексию. Преподано это было как возможность реабилитации наркоманов и алкоголиков в церковных центрах. И Святейший благословил начать такую работу по реабилитации. Поскольку тогда никаких других программ не было, то приняли эту. Программа «12 шагов» пришла к нам из Америки, и по своей ментальности и духовности она носит протестантский характер. За границей те, кто проходит реабилитацию по этой программе, называются «группами анонимных наркоманов (или алкоголиков)». Это люди, которые вычленяют себя из общества здоровых людей, образуют группы – «лепрозории», подобные тайным обществам. Они соблюдают строгую анонимность, и когда ребята, лечившиеся по программе «12 шагов», приходили ко мне и мы беседовали, то потом они просили не обнаруживать их перед другими. В данный момент такие группы существуют при наших Даниловом и Новоспасском монастырях.
В беседах с такими людьми я всегда замечал, что что-то не так. Когда я работал в Центре имени святого праведного Иоанна Кронштадтского, мне сразу поручили сектор алкоголиков. И в моем секторе было несколько человек анонимных алкоголиков. Это были, как правило, люди «бывалые», кто-то из них уже сидел. И они сразу начали поднимать возмущение по такому вот поводу: как это отец Димитрий, не будучи алкоголиком, учит нас, алкоголиков, жить? И отец Анатолий долго им объяснял, что отец Димитрий имеет на это право, так как он священник и призван к этому самим саном. Но у них были свои представления, были в голове «двенадцать шагов», которые они обязательно должны пройти. И их не удовлетворяло, что мы учим их обычному христианскому смирению. Поэтому они у нас, как правило, не задерживались. Здесь была своего рода тонкая гордыня больного человека, который гордится своей болезнью. Доходило до смешного. Однажды выступал один из них, довольно образованный человек. Он сказал такую фразу: «Нас Бог отметил этой страстью». И это чувство своей отмеченности, отличия от других людей является характерной особенностью тех, кто сформирован этой программой. И с каждым из них на определенном этапе приходится работать индивидуально. Когда я начинаю им объяснять, что эта страсть – одна из многих страстей, и просто у каждого есть свое слабое место, то наталкиваюсь на стену непонимания. Им легче всего восходить на свои «ступени», ставить «галочки» и удовлетворяться своими успехами. Как результат, зависимость от алкоголя преодолевается, но приобретается зависимость от системы. По своей сути двенадцатишаговая система сродни секте. Человек, преодолев алкоголизм, остается затем в этой секте и становится ее адептом и наставником.
- И у этой секты есть какая-то религиозная составляющая?
- Они говорят, что нет, но на самом деле сам универсализм этой программы заставляет в этом усомниться. Для успеха излечения им важно верить, но не так важно, во что верить. Если ты веруешь во Христа, это хорошо, но вовсе не обязательно веровать именно во Христа. Получается, что религия, вера, Церковь по отношению к этой программе являются служанкой, средством. А программа «12 шагов» с ее методикой становится целью.
- Но если они самодостаточны, для чего им нужна такая «служанка», как Церковь?
- Для того, чтобы не пить. Действительно, многие из них ходят в церковь, участвуют в таинствах. И речь в данном случае не идет о какой-то явной секте, а о сектантском образе мышления, сектантском подходе к решению проблемы. Церковь с ее средствами остается вторичной по отношению к их системе."
Источник: http://www.pravoslavie.ru/guest/31158.htm
Снова о том же. Церковь как обслуга сектообразной организации. Хитрый ход, господа американцы.
|