Наташа, одно время в нашей компании в охране работал бывший капитан КГБ. Однажды (дело было лет пять-шесть назад) он услышал (случайно, как это обычно бывает с сотрудниками КГБ), как мы с коллегой обсуждаем какую-то из публикаций А.Б.Рогозянского.
-- А-а, Рогозянский?... – понимающе ухмыльнулся он. – Знакомая, знакомая фамилия, хе-хе…
-- А что такое? – поинтересовались мы, бестактно желая приобщиться великих тайн великого государства.
-- Да… Разрабатывали мы их, было дело -- небрежно и мужественно, но загадочно (как это обычно бывает с сотрудниками КГБ) бросил экс-капитан и отправился по своим секьюрити-делам.
Вот такой случай. Это я к чему? Я не знаю, что имел в виду этот рыцарь плаща и кинжала, чем это грозило Рогозянскому, и не забыл ли он, что надо посмотреть, нет ли цветка в окне второго этажа на Блюменштрассе. Но я исхожу из того, что, как это следует из слов отважного капитана, «Рогозянского разрабатывали». Выходит, он действительно рисковал. Поэтому он, вроде как, имеет моральное право на личную «антисоветчину». И мне очень импонирует, что в этом вопросе он занимает очень трезвую и далекую от мстительности позицию. Я не увидел в его словах чего-то, что можно отнести к специфически «либеральной» лексике.
Статья его – это такой очерк, обозначение христиански обусловленных подходов в проблематике анализа и оценки советского периода истории России.
Вот, как мне показалось, квинтэссенция его рассуждений.
Цитата:
Критика большевизма и сталинизма не должна приводить к спекуляциям на тему "империи зла", которая якобы только меняет свои исторические формы. Тяжесть испытаний в ХХ в., включающих четыре войны, революции, репрессии, трехкратную смену общественного строя, свидетельствует, что Россия движется своим особым путем, и Бог верит в нашу силу.