Цитата:
Это какие же? Вот эту мысль, к примеру, могут излагать только люди, пропитанные антицерковным духом:
"Верующие в бога религиозно запрограммированы, что же касается христиан, то они, кроме того, и питейно запрограммированы. Исключение составляют члены трезвеннических сект. В прошлом церковь играла ведущую роль по питейному программированию российского населения. Она оправдывает, поддерживает и распространяет умеренное алкоголепотребление."
Не будем забывать, откуда взята эта цитата - из очерка Геннадия Андреевича Шичко "В помощь пьющему, пожелавшему стать трезвенником". Таким образом, здесь используется узкоспециальный подход к вопросу потребления алкоголя, но никак не даётся оценок религиозной или социально-политической стороне проблемы. Это во-первых.
Во-вторых. Да, такая позиция Церкви действительно когда-то была. Но ни одно явление, ни одну позицию нельзя рассматривать в отрыве от реалий того времени: это всё равно что выдёргивать цитаты из контекста.
Были времена когда алкоголь был малодоступен, он не использовался для достижения политических целей, а случаи алкоголизма были единичны.
Во времена Шичко, а указанные записки были написаны где-то в 60-е годы прошлого века, ситуация с потреблением алкоголя стала совершенно иной, что потребовало совершенно иного осмысления и подхода. Оды спиртному, его восхваление можно встретить и у величайших деятелей человечества: писателей, поэтов, художников и пр. Однако следует помнить когда, в каких условиях и исторических реалиях они появились. Я больше чем уверен, что знай гении человечества наперёд, во что в будущем превратятся алкогольные изделия, как кем и в каких целях будет использоваться спирт и его разнообразные растворы, - они совершенно иначе взглянули бы на предмет своего вожделения.
Зато теперь врагами нашего народа самым бессовестным образом используются ссылки на классику для оправдания нынешнего разгула пьянства. Творения великих мастеров используются нынче в качестве идеологического обеспечения процесса алкогольного геноцида русских.
Так что Геннадий Андреевич вынужден был тогда сказать слово против отношения Церкви к вину, хотя он был здесь не совсем прав по указанным выше причинам: Шичко взял отношение Церкви к вину из прошлых столетий и перенёс его в совершенно иные реалии. Кроме того, надо помнить о том что было в те годы в Церкви: она была отделена от государства и лишена какого-либо влияния на широкие народные массы. Эта сторона дела так же сыграла важную роль и в формировании позиции Г.А. Шичко: Геннадий Андреевич по-просту не знал многих вещей касающихся отношения Церкви к вопросам алкоголя, - ему негде было взять такую информацию.
Таким образом, и позицию Церкви в наше время тоже кое-кто не прочь использовать для пропаганды алкогольной идеи. Но слава Богу, в последнее время Церковь обратила внимание на этот столь злободневный и давно назревший вопрос.
Что касается запрограммированности на веру в Бога - прав был Геннадий Андреевич. И сейчас можно наблюдать это явление, известное с глубокой древности и носящее название фарисейства. Это и есть следование некой доктрине без искренней, сердечной Веры, а в силу лишь каких-то внешних обстоятельств.
Там, где есть Вера, - там нет места запрограммированности.
Там, где нет Веры, а есть внешнее, показное благочестие - там и есть эта самая запрограммированность вместо Веры.
И последнее. Всё-таки Геннадий Андреевич Шичко был честным, добросовестным учёным. И коль уж мы берёмся здесь его обсуждать, то необходимо привести и другие высказывания Геннадия Андреевича об опыте борьбы Церкви с пороком пьянства. Опыт этот содержится в том же очерке Г.А. Шичко "В помощь пьющим, пожелавшим стать трезвенником" на http://andreyqwerty.narod.ru/GAShi4ko.html
Я намеренно не стану цитировать соответствующие отрывки, предоставляя такую возможность Вам, Николай Каклюгин.