Все гаже, и гаже, и гаже...

  • Лазарь Моисеевич     06.07.2009 20:19

    1.
    Уважаемый Андрей Симонов!
    Вы уже знаете, что скоро я уеду на отдых и меня заменит мой друг Али-Баба. Сейчас подвожу некоторые итоги и сворачиваю дела. Одно из них наш диалог о роли маршала Худякова в «деле авиаторов». Я отмахнулся от Вас по этому вопросу, но хотелось бы все-таки дать ссылку на источник которым я руководствуюсь. Хотя я, таки, не интересуюсь личностью маршала Худякова, поскольку И.Е. Федоров с ним напрямую дел не имел, но для Вас сообщаю, что на ricolor.org/history/rsv/aft/afwar/2/ Вы найдете материалы из книги Р.Пихои (чур-чур меня, не ошибиться бы с именем и очеством Рудольфа) « Социально-политическое развитие и борьба за власть в послевоенном Советском Союзе (1945-1953 гг.)»
    Отрывок привожу:

    "Дело авиаторов"
    Первый тяжелый удар был нанесен против авиаторов. Были арестованы главнокомандующий ВВС - главный маршал авиации А.А.Новиков и командующий 12 воздушной армией, маршал авиации С.А.Худяков. Они были подвергнуты жестоким систематическим допросам. "Дело авиаторов", давало для следователей и тех, кто стоял за ними, широкие возможности для сбора компромата и на Жукова, и на других лиц, казавшихся опасными Сталину. Ключевыми для следствия стали показания, полученные от арестованного в начале 1946 г. маршала авиации Сергея Александровича Худякова. Его сломали уже в феврале 1946 г., доказав, что он в скрывал место своего рождения, русифицировал свою фамилию (настоящая - Арменак Артемьевич Ханферянц) и уже потом заставив "сознаться" в шпионской связи с англичанами, службе в дашнакском отряде и чуть ли не причастности к расстрелу 26 бакинских комиссаров. В начале апреля 1946 г. он дал показания против большой группы генералов ВВС и деятелей авиационной промышленности. Не был забыт при допросах и маршал Жуков.
    Следователи добились того, что Худяков обвинил командующего ВВС Новикова, главного инженера ВВС Репина и наркома авиационной промышленности, а вместе с ними - и их сотрудников в том, что они проводили "в ВВС, по существу, преступную линию, приема от авиационной промышленности некоторых типов самолетов и моторов, имевших крупные производственные дефекты, что происходило к большому числу катастроф с человеческими жертвами... Шахурин (бывший нарком авиапромышленности. - Авт.) всегда знал, что делается в ВВС и имел возможность вовремя сгладить "острые углы", а Новиков, зная обо всех безобразиях с материальной частью, не принимал никаких мер сам и не докладывал об этом Генералиссимусу"40.
    "Касаясь конкретных фактов преступлений, совершенных в ВВС нами, - продолжал в своих показаниях Худяков, - Новиковым, мною, Репиным и Шимановым (генерал-полковником, членом Военного Совета ВВС и одновременно заведующим военно-авиационным отделом ЦК ВКП(б) - Авт.), я прежде всего должен остановиться на серьезных дефектах некоторых типов самолетов, поступавших из авиационной промышленности на вооружение Военно-Воздушных Сил"41.
    По данным Худякова, серьезные недоработки - как конструктивные, так и производственные - были у всех основных типов фронтовой авиации - у знаменитых "ЯКов", "ИЛ-2", "ЛА-7", "ПЕ-2", "ТУ-2". На основании этих показаний возникала возможность обвинить во вредительстве крупнейших авиаконструкторов - Яковлева, Туполева, Илюшина, Лавочкина, директоров авиационных и моторостроительных заводов.
    Сталин, ознакомившись с протоколом допроса, принял решение ознакомить с ним Молотова, Берию, Маленкова, Жданова, Булганина и Микояна42. Были проведены новые аресты, новые допросы. Следствию был придан политический характер. 11 апреля всем членам и кандидатам Политбюро, секретарям ЦК ВКП(б) А.А.Кузнецову и Г.М.Попову, а также нескольким руководителям ВВС, Министерства вооруженных сил и промышленности - К.А.Вершинину - новому главкому ВВС, М.В.Хруничеву - новому наркому авиационной промышленности, А.С.Яковлеву, авиаконструктору и заместителю наркома авиапрома, П.В.Дементьеву - заместителю наркома авиапрома и Василевскому начальнику Генерального штаба было разослано письмо самого И.В.Сталина.
    Сталин писал: "Проверка работы ВВС и жалобы летчиков с фронта на недоброкачественность наших самолетов привели к выводу, что бывший нарком авиапромышленности Шахурин, который сдавал самолеты для фронта, затем бывший главный инженер ВВС Репин и подчиненный ему Селезнев, которые принимали самолеты от Шахурина для фронта, - находились в сговоре между собой с целью принять от Шахурина недоброкачественные самолеты, выдавая их за доброкачественные, обмануть таким образом правительство и потом получать награды за "выполнение" и "перевыполнение" плана. Эта преступная деятельность поименованных выше лиц продолжалась около двух лет и вела к гибели наших летчиков на фронте. Бывший командующий ВВС Новиков, зная о преступлениях названных выше лиц, не только не сообщал об этом Правительству, но и запрещал своим подчиненным делать такие сообщения, опасаясь того, что в случае раскрытия вышеназванных преступных действий, ответственность падет, прежде всего, на него, то есть на Новикова. Таким образом, преступления продолжались, фронт получал недоброкачественные самолеты, аварии шли за авариями и расплачивались за это своей кровью наши летчики.
    Нам помогли вскрыть это дело летчики с фронта. Пришлось арестовать названных выше непосредственных виновников преступления - Шахурина, Репина, Селезнева, а также члена Военного Совета ВВС - Шиманова.
    Ниже приводятся показания арестованных.
    СЕКРЕТАРЬ ЦК И.СТАЛИН"43
    В приложении к письму была сводка о результатах допросов этих арестованных. Заметим, для справедливости, что в документах НЕТ сведений об использовании жалоб "летчиков с фронта" в этом деле. Все обвинительные показания были получены в результате самооговоров арестованных.
    Сталин ввел в практику работы Политбюро и Секретариата систематическую информацию членов высшего политического руководства о ходе следствия. В апреле и мае 1946 г. на стол этих людей ложились сводки допросов, где перемежались сведения о "преступной деятельности" и уже арестованных, и тех политических и хозяйственных руководителей, которые еще работали, но в любой момент могли поменять свой генеральский мундир на одежду арестанта, а рабочий кабинет - на камеру в Лефортово. Причем это напрямую касалось и тех людей, которые читали подготовленные и подписанные В.Абакумовым, но разосланные заведующим Особым Сектором ЦК ВКП(б) Поскребышевым "сводки о результатах допросов".
    В любую секунду, в любой день там могли появиться и их фамилии.
    10 - 11 мая 1946 Военная коллегия Верховного суда СССР рассмотрела обвинения, предъявленные обвиняемым по "процессу авиаторов", записала в приговоре, что "подсудимые протаскивали на вооружение ВВС заведомо бракованные самолеты и моторы крупными партиями и по прямому сговору между собой, что приводило к большому количеству аварий и катастроф в строевых частях ВВС, гибели летчиков". Были осуждены на различные сроки заключения Шахурин, Репин, Новиков, Шиманов, Селезнев, Будников и Григорьян.

    Примечания

    40.АП РФ, ф.3, оп.58, д.311, л.82
    41.Там же, л.85
    42.Там же, лл.77-78
    43.Там же, лл.98-99

    Таки, да! Пихоя это величина в архивном деле, я ему верю больше чем Мише Симонову и Сан. Санычу.
    Имел, таки, товарищ Худяков отношение к делу авиаторов, и самое непосредственное!
    А товарищ Федоров тоже косвенно имел отношение к делу авиаторов и об этом на Русской линии немало говорилось.
    До свидания, А.А., надеюсь Вы удовлетворены и возьмете свои слова обратно.
    Ваш Лазарь Моисеевич.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика