Империя зла или добра?
- Артур
02.07.2009 16:33
Можно сказать, что империя – это такой особый способ самореализации этноса, обладающего государственностью. Следовательно, понятие империи неотрывно от понятия государственности, от государства с той или иной формой правления (республика – Рим до Августа, абсолютная или конституционная монархия (Испания Габсбургов, Великобритания), православное самодержавие (Византия, Россия).
В империи есть кто-то государственный, кто ею правит: римский народ и сенат, император, президент, конгресс и сенат США. Можно сказать - «империя Наполеона» или «империя Карла Великого», или Британская империя.
Выражения вроде «империя зла» или «империя добра» должны вроде как выявлять во главе империи нечто, имеющую собственную сущность. Империя, как и всякое человеческое учреждение – порождение мира сего. Имеет ли в нашем мире собственную сущность добро? Как добро может управлять империей? Если мы скажем, что Бог – Абсолютное Добро, то ведь он не правит империями в земном смысле этого слова. А зло? Оно ведь и вовсе не имеет собственной сущности. Следовательно, зло тоже не правит империей.
Допустим, что, используя эти выражения, имеют в виду, что в той или иной империи в качестве основной осознаваемой имперской идеи государства или же ложного понимания им добра выступает зло как противление воле Божьей, или напротив такой идеей является добро, как постоянное следование Его воле.
Мы согласны в том, что гонения на христианство – зло. Таким образом, можно было бы согласиться с тем, что имперское государство, концептуально приверженное этим гонениям – империя зла. Но что тогда такое империя добра? Всякое ли государство, в котором нет гонений на христианство – это империя добра? Вот, допустим, спасся человек от гонений на территории США. Может ли он с полным правом сказать, что эта страна, в которой нет гонений на христианство, но зато разрешен сатанизм – это империя добра? А другое имперское государство? А третье? Как говорится: «укажи мне такую обитель, я такого угла не видал…»
А если империи, которую можно было бы назвать империей добра, вообще не существует, поскольку всякое человеческое установление заражено грехом, то в чем смысл этого противопоставления? Допустим, не было бы гонений. Или даже возьмем Российскую Империю. Кто возьмется идеализировать ее до такой степени, чтобы назвать ее империей добра?
И если таковых не найдется, то к чему этот бессмысленный, на мой взгляд, вопрос?
|