О перспективах совершенствования канонического строя УПЦ

  • иеромонах Тихон (Васильев)     11.08.2007 00:41

    К ВОПРОСУ О ТИТУЛЕ ПРЕДСТОЯТЕЛЯ
    УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
    МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА

    «Ибо хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов» (1 Кор 4,15)

    На официальном сайте Украинской Православной Церкви Московского Патриархата «Православие в Украине» (http://orthodoxy.org.ua) в рубрике «Ответы на некоторые недоуменные вопросы» в частности есть и такой вопрос:

    «Вопрос:
    Некоторые говорят, что титулование Предстоятеля УПЦ в богослужении не следует произносить с прибавкой «отец наш», поскольку это, якобы, «привилегия» только для Патриарха».

    Отвечает на этот вопрос некий кандидат богословия Марк Горский:

    «Ответ:
    Это утверждение исторически не соответствует древней богослужебной практике Православной Церкви. В древности каждый архиерей именовался «отцом» - так, как это принято сейчас при обращении к священникам или монахам («отец настоятель», например). Если открыть чин древней Литургии святого апостола Иакова, брата Господня, то можно увидеть, что в диаконских ектениях имеется такое прошение: «О блаженном отце нашем (архи)епископе (имя рек), Господу помолимся».
    В обиходе верующие обращались к архиерею со словами: «Отец наш, епископ!» Со временем это теплое духовное слово «отец» в обращении к епископу, к сожалению, постепенно исчезло, и вместо него появилось слово «владыка», подчеркивающее административную власть архиерея.
    Итак, если канонически правящий архиерей есть духовный отец для каждого священника, диакона и мирянина своей епархии, то Предстоятель УПЦ, как старший архиерей на Украине, является духовным отцом всей всеукраинской паствы.
    Это не умаляет титула Святейшего Патриарха, так как он является Великим Господином и Отцом для всей Полноты РПЦ».

    Таким образом, на официальном сайте УПЦ Марком Горским озвучена позиция Священного Синода УПЦ, который на своем заседании 31 мая 2007 год постановил утвердить следующую общепринятую форму поминания за богослужениями в пределах Украины Предстоятеля Украинской Православной Церкви: «...о Господине и Отце нашем Блаженнейшем митрополите...»
    Однако, с такой формой поминания Блаженнейшего Предстоятеля УПЦ не согласны многие священнослужители и даже целые монастыри в разных епархиях. Существует богословско-канонический термин «рецепции», то есть восприятия Церковью соборных решений.(1) Например, афонские монастыри не восприняли решение Константинопольского Синода о переходе на новый стиль, однако продолжают в течение десятков лет поминать «погрешившего» Патриарха за богослужением. В нашем случае, недовольные нововведенной формой поминания общины и монастыри продолжают поминать Блаженнейшего по обычаю, без указываемой украинским Синодом формулы.
    Здесь нужно сказать, что упомянутое постановление Синода УПЦ от 31 мая 2007 года имеет определенную предысторию, заключающуюся в том, что с 2000 года во всех епархиях УПЦ в устной форме архиереи стали требовать поминать Блаженнейшего как «отца нашего». Итак, в течение семи лет по этому поводу не было никаких письменных распоряжений и постановлений, но практика данного поминания насаждалась весьма настойчиво. Многолетняя настойчивость принесла свои плоды – в большей части храмов данная форма поминания прижилась и уже перестала резать ухо прихожанам. В большей части, но далеко не везде! Особенно в Крыму, Донецкой, Луганской, Днепропетровской, Одесской епархиях многие священники увидели в данном изменении титула Предстоятеля УПЦ движение в сторону автокефалии и отделения от Русской Православной Церкви. В самом деле, усвоение части патриаршего титула – это ли не подготовка и к самому украинскому патриаршеству в скором времени?
    Сановитые сторонники автокефалии прекрасно осознают, что «в данное время среди православных верующих Украины нет единодушия относительно вопроса об автокефалии. Число противников автокефалии в среде верующих в данное время превосходит число ее сторонников…» (Заявление Юбилейного Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви от 28 июля 2000 года)
    Тем не менее, спустя шесть с половиной лет после данного Заявления Синод не скрывает своего стремления к автокефалии:
    «Мы стремимся к тому, чтобы Украинская Православная Церковь стала Поместной, равноправной в семье Православных Церквей, но идем к этому каноническим путем».(2) Иными словами: идем к отделению от Русской Церкви каноническим путем.

    Марк Горский уверяет нас, что слова «отец наш» в отношении архиерея это вовсе даже не патриарший титул, а могут быть применены к любому архиерею. И что нет ничего удивительного, что они стали применяться к «духовному отцу всей всеукраинской паствы» - митрополиту Киевскому и всея Украины.

    Позволим себе не согласиться с господином Горским и его аргументацией.
    Во-первых, какое отношение имеет то, как в древности обращались к епископу, если мы говорим о форме поминания за богослужением? Обращение «владыка», вытеснившее по заверению Горского слово «отец», употребляется в обиходе и в диалогах на богослужении («Владыко, благослови» и т.п.), но не в поминаниях на ектеньях и Великом входе, где издревле используется слово «господин».
    Во-вторых, для нас принципиальное значение в данном вопросе имеет именно сложившаяся традиция Русской Церкви, а не Константинопольской, Римской или еще какой-то древней церкви.
    В контексте четырехсотлетней традиции патриаршества в Русской Церкви из архиереев «отцом» титуловался лишь Патриарх.
    Впрочем, не правомерна ссылка Горского на древний чин Литургии святого апостола Иакова брата Господня, ибо под «архиепископом» в чине этой литургии, как и в других чинах Литургий святителя Иоанна Златоуста и святителя Василия Великого, помещенных в древних греческих(3) и славянских служебниках (4) ХI – XVII веков нужно разуметь, конечно же, Патриарха. Достаточно вспомнить полный титул последнего Патриарха допетровской эпохи Адриана, который можно прочитать на его гробнице в Успенском соборе московского Кремля: «Архиепископ Московский и всея Росии и всех северных стран Патриарх». Патриарх Никон подписывался как «Божиею милостию великий господин и государь, архиепископ царствующаго града Москвы и всеа великия и малыя и белыя Росии и всеа северныя страны и помориа и многих государств патриарх».
    Не будем здесь указывать множества документов, а также книг (в начале или в конце которых указано, при каком Патриархе и в какое лето они изданы), для того чтобы показать, что Патриарха на Руси издревле именовали «Великим господином и отцом». (5) Это очевидно для всех, даже для сторонников украинской автокефалии.
    Данная традиция закреплена и в действующем Уставе Русской Православной Церкви (гл.4, п.3):
    «Имя Патриарха Московского и всея Руси возносится за богослужениями во всех храмах Русской Православной Церкви по следующей формуле: «О Великом Господине и Отце нашем (имя), Святейшем Патриархе Московском и всея Руси».
    В синодальный период ни один из архиереев не именовался «отцом».
    Интересно, что Поместный Собор 1917-1918 гг после восстановления патриаршества утвердил для поминания в храмах следующую формулу: «О Великом Господине нашем Святейшем Патриархе Тихоне».(6) Хотя в чине поставления Патриарха Тихона и употреблялись древние формулы:
    «Еще молимся о спасении и заступлении Святейшего Отца нашего Тихона, ныне посаждаемого Патриарха»
    «Святейшему Тихону, Отцу нашему и Патриарху Московскому и всея России, многа лета».(7)
    Слова "и Отца нашего" на ектеньях с поминовением Святейшего Патриарха были прибавлены впервые в Казанской епархии в 1920 году, когда ее возглавлял священномученик митрополит Кирилл (Смирнов).(8) Древняя практика быстро нашла отклик среди народа Божьего, и не потребовалось никакого давления благочинных, и никаких постановлений Синода, чтобы имя Святейшего Тихона, как «Великого Господина и Отца» возносилось по всем храмам Русской Церкви.
    Святитель Тихон преставился весной 1925 года. Не могу не поместить здесь воспоминаний об этом одного из питерских священников:
    «Не напрасно носил он титул Святейшего. Это был действительно Патриарх, Отец отцов. Год тому назад я видел Святейшего, окруженного более чем 20 епископами, среди которых были не только молодые, но и люди почтенного возраста, как митрополит Петр (Полянский), Серафим (Александров) и др. Казалось, я вижу доброго-доброго старика отца, окруженного родными детьми, живущими в разных городах нашей обширной Родины и съехавшимися на его именины. Каждый имеет свои заботы, свои огорчения, печать которых еще лежит на их задумчивых лицах. Но вот появляется Отец – ласково треплет по плечу одного, обнимает другого, улыбается третьему, скажет ласковое слово четвертому, и заметно, как разглаживаются скорбные морщины на старческом лице седого, угрюмого архиепископа, повеселело на сердце у молодого викария, просветлело лицо старика митрополита, восторженно смотрит в глаза старика-Патриарха молодой ученый епископ. И теперь этого Отца на стало… Осиротели епископы, осиротело духовенство, сиротой стал православный русский народ, вдовой Русская Православная Церковь…»(9)
    Почти 20 лет после смерти святителя Тихона не было возможности созвать Поместный Собор и избрать нового Патриарха. Миллионы беженцев вынуждены были покинуть Родину. Образовалась Русская Православная Церковь за границей (РПЦЗ). Но ни ее предстоятель Блаженнейший митрополит Антоний (Храповицкий), ни Патриарший Местоблюститель (с 1936 года) в Советской России Блаженнейший митрополит Сергий (Страгородский) не дерзали ввести в свой титул слово «отец».
    Лишь после избрания в 1943 году митрополита Сергия Патриархом всея Руси Русская Церковь опять обрела своего «Святейшего Отца».
    В 1945 году Поместным Собором было принято ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УПРАВЛЕНИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ, в котором упоминалось, что «Имя Патриарха возносится за богослужениями во всех храмах Русской Православной Церкви как в СССР, так и за границей по следующей формуле: «О Святейшем Отце нашем (имя), Патриархе Московском и всея Руси».
    Данная формула с некоторыми изменениями и легла в основу современного уставного поминания Святейшего Патриарха.
    Итак, очевидно, что по отношению к архиерею слово «отец» появляется лишь в титуле Патриарха всея Руси, и ни у кого больше.
    Следует упомянуть, что давней русской традицией, отраженной в древних служебниках, является поминание в соответствующих прошениях ектений игумена монастыря, как «всечестного отца». Однако данный титул находится в совершенно иной иерархической плоскости по отношению к архиерейским титулам, что ясно отражено в богослужении: данные поминания совершаются отдельно от архиерейских, в разных прошениях на ектеньях.
    Рассуждения господина Горского о том, что Предстоятелю УПЦ можно изменить титул, поскольку он является «духовным отцом всей всеукраинской паствы» являются не более чем демагогией. Вопрос-то состоит не в том, кого и каким словом по идее можно назвать, а в том насколько соответствует предлагаемое архиерейское титулование традициям и уставу Русской Церкви.
    Но мы уже выяснили, что привнесение в титул Блаженнейшего митрополита Киевского слов «и отца нашего» в контексте традиции Русской Церкви является усвоением ему части патриаршего титула. Результатом такого попрания традиции является с одной стороны профанация патриаршего титула, а с другой – возвеличивание Предстоятеля УПЦ в видах стремления некоторых членов Украинской Церкви к отделению от Полноты Русской Церкви и автокефалии.
    Для большинства же противников автокефалии неприемлема даже сама мысль об отделении от Русской Церкви, поэтому все поползновения к отделению от Московского Патриархата, которых было немало за последнее время, воспринимаются нами очень болезненно и с горечью. Особенно контрастируют автокефалистские настроения украинских националистов на фоне возвращения под омофор Святейшего Патриарха русского рассеяния – Русской Православной Церкви заграницей (РПЦЗ).
    Так хочется верить, что и на Украине восторжествуют в конце концов здравый смысл и действительная забота о благе Церкви над личными и политическими амбициями, и что Украинская Церковь останется до скончания века под омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
    иеромонах Тихон (Васильев), Донецкая епархия

    Сноски:
    (1)См. Карташев А.В. Вселенские Соборы. – СПб.: Библиополис, 2002. С.240.
    (2) «Обращение Священного Синода Украинской Православной Церкви к Президенту Украины В. Ющенко, Голове Верховной Рады Украины О. Морозу и народным депутатам Украины, Премьер-министру Украины В. Януковичу и Правительству Украины, ко всем гражданам Украины, кому не безразлична судьба Украинского Православия – неотъемлемой сокровищницы нашей самобытности и основного исторического фактора устроения государства Украины»,
    принятое на заседании Св. Синода УПЦ от 22.11.2006 г.
    (3)См. многочисленные примеры в: Михаил Арранц SJ Избранные сочинения по литургике. Том 3. Евхологий Константинополя в начале XI века и Песенное последование по требнику митрополита Киприана – М.: Институт философии, теологии и истории св.Фомы.М,:2003.-680 с.
    (4) См. http://www.stsl.ru/manuscripts/
    (5) См. например: Матеріалы для исторіи Русской Церкви: Списокъ съ настольной грамоты патріарху московскому Никону. // Журналъ «Христiанское чтенiе, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академiи». – 1882 г. – Часть II. – с. 318-320.
    (6) Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России,позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943 гг. / Сост. М.Е. Губонин.- М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского Богословского Института.С.49.
    (7) Там же. С.52-53.
    (8) Журавский А.В. Во имя правды и достоинства Церкви: Жизнеописание и труды священномученика Кирилла Казанского / Авт.-сост. А.В. Журавский.- М.: Изд. Сретенского монастыря, 2004.С.200.
    (9) Акты Святейшего Тихона. С.365.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика