История все стерпит?

  • Вячеслав_     26.06.2009 17:41

    В 2000 году Солженицын при вручении писателю Распутину своей премии поставил повесть о дезертире «Живи и помни» на первое место в своей речи (http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2000/5/solgen.html) как образец творческой смелости и писательской совести. Таким образом, в советской литературе уже в последней трети 20 века уже был создан образ советского солдата-дезертира, который получил в глазах массового читателя сочувственную окраску. Казалось бы это литература и все. Мало ли о чем пишут писатели. Но вот прошло время, и Солженицын делает главный упор на этой повести и на этом герое, а автора награждает, по сути, главной негосударственной премией, говоря при этом в своей речи: «Валентин Распутин появился в литературе в конце 60-х, но заметно выделился в 1974 внезапностью темы — дезертирством, — до того запрещённой и замолчанной, и внезапностью трактовки её». То есть, это, по мнению Солженицына, эта новая литературная трактовка, ему как писателю-антисоветчику, пришлась особенно по душе. И в 2000 году он вручает премию Распутину.
    Об этом пишет Владимир Бушин в статье «БИЛЕТ НА ЛАЙНЕР» - http://www.lindex.lenin.ru/Lindex1/Shire03/Est03/2170.html. Бушин пишет: «Автор (Распутин - прим. мое) сурово осудил дезертира и справедливо наказал его, виновника таких бед. "Ничего подобного! — заявил меч Божий, — Распутин сочувствует дезертиру!" Как же вы, Валентин Григорьевич, могли проглотить это? Увы, проглотил, принял, да еще пять раз "спасибо" сказал в ответной речи: "великое и огромное спасибо" — персонально благодетелю за саму премию, еще одно "спасибо" — ему же за "мудрое слово", в котором он раскрыл автору глаза на его собственную повесть, два подряд "больших спасибо" — членам жюри, дружно проголосовавшим за премию, и последнее пятое "спасибо" — аудитории, то есть Андрею Вознесенскому, Бэле Ахмадулиной и всем остальным.»
    Это пример, как и с чего начинаются те или иные процессы, кто их использует и с какой целью. Поэтому сегодня уже мы имеем вполне сложившуюся нравственную платформу для «внезапности трактовки» героев и антигероев Великой Отечественной Войны. Что удивительного мы находим в случае с протоиереем Георгием Митрофановым и его "Трагедией России"? Только то, что нашелся еще среди профессионалов (публицистов, литераторов) человек – Лидия Соколова, который с такой трактовкой не согласен и заявляет об этом, предлагая высказаться всем желающим.А все уже давно решено, и все встало на свои места, в том числе и с помощью русских писателей, ради их желания, как говорит Солженицын «выделиться… …внезапностью темы».

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика